|
В 2011 году Театр им. Вахтангова отмечал 90-летие – вместо привычных в этом случае торжественных вечеров-капустников худрук Римас Туминас поставил спектакль «Пристань», одинаково ценный подарок как для зрителей, так и для актеров. На сцену поочередно выходили все те, кому, по сути, обязано своим существованием само понятие «вахтанговская школа»: Владимир Этуш, Василий Лановой, Юрий Яковлев. У каждого из них здесь была своя небольшая, на полчаса, но главная роль – для кого-то повторение давно сыгранного и любимого, для кого-то возможность наконец исполнить желанную партию.
В какой-то момент из-за кулис звучит ничуть не постаревший, узнаваемый с первых нот голос Юлии Борисовой. Прима Вахтанговского появлялась на подмостках в буквальном смысле на руках – точнее, на золотом троне, как и положено ее героине, миллионерше Кларе Цаханассьян из пьесы Фридриха Дюрренмата «Визит дамы». Все та же осанка, безупречная фигура и по праву слегка надменный взгляд свысока. Ничуть не изменившийся, кажется, со времен фильма пырьевского «Идиота» 1958 года, где Борисова сыграла Настасью Филипповну.
Эта роль стала одной из немногих киноработ Борисовой, которая почти всю жизнь – более 60 лет – посвятила театру, причем одному-единственному. В Вахтанговский актриса поступила в 1949 году сразу после окончания Щукинского училища – и почти мгновенно стала ведущей актрисой с главными ролями. От Геро и Клеопатры в пьесах Шекспира до той же Настасьи Филипповны и, конечно, Турандот во второй, поставленной Рубеном Симоновым, версии знакового для Театра им. Вахтангова спектакля. Она сама была будто воплощением тех театральных принципов, которые оставил в наследство труппе сам Евгений Вахтангов, – достоинство, профессионализм и вместе с тем ироничность, легкость, театральность, бесконечная игра, серьезная и не очень. Кажется, даже спустя полвека в «Пристани» Борисова появляется все той же Принцессой Турандот – в золотом платье, с оркестром и свитой, кокетливой и жестокой, насмешливой и одновременно глубоко трагической героиней. За это время, конечно, превратившейся в Королеву.
«НГ»