0
4573
Газета Культура Интернет-версия

12.03.2015 14:51:00

Григорий Козлов подгадал к своему 60-летию премьеру «Братьев Карамазовых»

Тэги: театр, григорий козлов, достоевский, латышев, братья карамазовы


театр, григорий козлов, достоевский, латышев, братья карамазовы

Одному из ведущих режиссеров Петербурга, художественному руководителю театра «Мастерская» Григорию Козлову исполнилось 60. С 28 февраля по 9 марта прошла юбилейная декада спектаклей мастера на разных площадках города: «Лес» в театре «На Литейном», «Бедные люди» в ТЮЗе им. А.Брянцева, «Идиот. Возвращение», «Старший сын», «Два вечера в веселом доме», «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», «Москва – Петушки», «Дни Турбиных», «Братья Карамазовы» - в «Мастерской», созданной на базе студенческого курса Козлова в 2010 году и недавно пополнившейся его же выпускниками 2014 года. Для молодых зрителей эта юбилейная афиша – возможность охватить взглядом спектакли Козлова, идущие сегодня. Для зрителей постарше – повод поговорить о его театре, который мы знаем и любим на протяжении вот уже четверти века. И, конечно, о «Карамазовых», последней премьере, собравшей основные черты этого театра и неслучайно, наверное, открывшей юбилейную декаду.

В “Преступлении и наказании” Козлова, одном из лучшихпетербургскихспектаклей 1990-х годов (ТЮЗ, 1994), Раскольников (Иван Латышев) повторял в задумчивости слова маляра Миколки про то, как они с дружком “тузили” друг друга “по всей то есть любови, играючи”. Вот этот самый избыток любви - и в природе самой режиссуры Козлова, его театр лирической прозы всегда стремится выйти за пределы привычного формата (спектакли длятся по четыре-пять часов, а «Тихий Дон» - единственный, кажется, не представленный в юбилейной афише - и все восемь). Любовь к жизни, ценность земных ее мгновений – главная тема Козлова. И сегодня в «Братьях Карамазовых» одна из ключевых сцен - сон Алеши (Федор Климов), где старец Зосима (Андрей Аладьин) благословляет своего ученика «на послушание в миру». Алеша, очнувшись от сна, снимает подрясник и делает шаг навстречу зрительному залу, попадая в такт «Русского вальса» Шостаковича, - в мир.

Но при всем этом избытке любви земной возникает в спектаклях Козлова и парадоксально-противоположный режиссерский жест. Так когда-то в его «Легком дыхании» по рассказам И.А.Бунина (ТЮЗ, 2002), поначалу полном «задыхания» юношеских первых романов, ночных свиданий – вдруг в одно-два движения убирали постель с широкой лежанки, и то, что было ложем любви, становилось поминальным столом. И Оля Мещерская (Ольга Хорева) легко, как перед сном, задувала свечу. И так же легко в сегодняшних «Карамазовых» Митя (Антон Момот), внезапно застигнутый ответной любовью Грушеньки (Есения Раевская) и почти сразу судебным разбирательством по делу об убийстве отца - и все это опять в два-три режиссерских такта - увидев во сне бабу с плачущим дитем, решается за нее и за всех пострадать. Удивительна интонация молодого актера, просто и без усилий «отпускающая» все то, чего его герой так страстно желал еще несколько мгновений назад - так не держаться за собственноесчастье можно только зная или интуитивно догадываясь, что это счастье у тебя никто не отнимет.Это и есть интуиция бессмертия, один из главных христианских «кодов» романа Достоевского и всей русской классики – и Григорий Козлов из редких режиссеров, у кого эти «коды» сегодня живы.

Основа творческого кредо Козлова – актерское и человеческое братство-сестринство (об этом немало написано критикой) – тоже обнаруживает «земную» доминанту. Удовольствие следить, как строятся семейные сцены в его спектаклях по Достоевскому, Вампилову, Островскому, Булгакову, Шолохову. Но важен режиссеру и герой, несущий в себе «неотмирность» идеи всечеловеческого, не кровного только, родства. Неслучайно «Идиот. Возвращение» и «Старший сын», первые программные спектакли «Мастерской», оказались дилогией о блаженных. И именно «блаженный» Сарафанов (деликатный, доверчивый герой Алексея Ведерникова вполне оправдывает эту характеристику, данную ему бывшей супругой), не дописав ораторию «Все люди – братья», воплотил все же эту идею в жизнь - не только воспитал в одиночку двоих детей, но завоевал сердце и неродного сына. Козлов вдохновенно ведет эту лирическую тему, она ему близка, ведь другой главный его дар, наряду с режиссерским – педагогический. Мастер вырастил уже несколько поколений учеников, и формата газетной статьи не хватит, чтобы назвать имена даже самых талантливых из них – тут целая россыпь талантов.

В «Днях Турбиных» рождается совсем другая педагогическая поэма. В спектакле звучит романс Вертинского «То, что я должен сказать», и кадры старой кинохроники, на которых - лица юнкеров белой гвардии, проецируются на лица учащихся Санкт-Петербургского кадетского корпуса, шеренгой выстроившихся на сцене. «Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал этих мальчиков недрожащей рукой…» - звучит как призыв залу задуматься о будущем этих мальчиков в стране, готовой на очередном витке своей истории вновь войти в состояние гражданской войны. Но есть здесь и другое послание, и залу, и этим мальчикам-кадетам. Пример прекрасных людей, булгаковских героев, которых так талантливо, глубоко и всерьез играют молодые артисты «Мастерской» – самой заразительностью их сценического существования внушает мысль о том, что достоинство, вера, любовь и самопожертвование бессмысленны быть не могут нигде и никогда.

В финале «Братьев Карамазовых» тоже возникает почти открытое послание залу, оправданное плотностью всего пятичасового сценического действия. Спектакль только встает на ноги, но уже сегодня ясно - это событие. Замечательно сыграны все главные мужские роли. У Федора Климова, Антона Момота, Кирилла Кузнецова (Алеша, Митя, Иван соответственно) – и абсолютное попадание в суть персонажа, и сегодняшний «нерв». Карамазов-старший у Георгия Воронина неожиданно высветлен и оправдан, жизненным азартом и любовью к Грушеньке. Прекрасна и героиня Есении Раевской, и «роковая», и любящая, милосердная. Спектакль посвящен «другу и брату Алеше» - Алексею Девотченко, с которым Григория Козлова связывало творческое и человеческое братство на протяжении четверти века. И вот в сцене похорон Илюшечки Алеша – Климов, завершая финальный монолог: «Голубчики мои… не будем никогда забывать друг о друге. Милые мои…Вот мы теперь и идем рука в руку», - протягивает руки тем, кто рядом, вместе они делают шаг к авансцене, и слова, обращенные к героям спектакля, мизансценой этой разворачиваются и к зрителю. В сегодняшнем контексте, когда люди все чаще готовы делиться на «своих» и «чужих», такая открытая лирика звучит пронзительно – но светло и легко. И хочется, чтобы расслышали «свои» и «чужие» это послание режиссера и театра: милые мои, голубчики мои.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
673
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
819
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
758
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
756

Другие новости