0
3575
Газета Культура Интернет-версия

02.03.2015 00:01:00

"Плоды просвещения"-2

Тэги: театр, премьера, миндаугас карбаускис


театр, премьера, миндаугас карбаускис В ожидании плодов просвещения... Фото cо страницы театра в социальной сети Facebook

Премьеру «Плодов просвещения» Льва Толстого в Театре им. Вл. Маяковского выпустил его нынешний художественный руководитель Миндаугас Карбаускис. В афише театра это название еще недавно значилось, но старый спектакль ставил Петр Фоменко, учитель Карбаускиса. И теперь свой новый спектакль Карбаускис посвятил памяти учителя. 

 Миндаугас Карбаускис со времен своих постановок в Табакерке приучил нас, за редким исключением, к тому, что в поле его зрения оказывается неожиданный  материал, как правило, знакомый избранным знатокам и ценителям литературы и, как правило, взывающий к пограничным состояниям человека между жизнью и смертью. Придя художественным руководителем в Театр им. Вл. Маяковского, Карбаускис словно органично раздваивается. То вам, пожалуйста, – постановка русской классики – пьесы «Таланты и поклонники» Островского, то следом – «Кант» современного, своего, литовского драматурга Мариуса Ивашкявичуса. Кажется, что режиссер ищет мирные пути сосуществования традиции и новации. 

Помимо этого, спектаклем «Плоды просвещения» Карбаускис как бы себя усыновляет де-юре, и этим духовным отцом, конечно же, для него становится Петр Наумович Фоменко. Одни режиссеры полагают, что они родились на свет с миссией пожирать своих родителей,  другие – почитать.

Из всего режиссерского наследия прославленного театра – от Всеволода Мейерхольда до Андрея Гончарова – Карбаускис соотносит лично себя с историей Маяковки в том отрезке времени, когда Петр Наумович выпускал здесь свои «Плоды просвещения» в 1984 году.

Игорь Костолевский, игравший у Фоменко сына Звездинцева, уверенно сыграл сейчас самоуверенного мистика – самого отца, которого играл в свое время Александр Лазарев. Михаил Филиппов и Галина Анисимова при новом распределении сохранили свои старые роли – соответственно феноменального болтуна профессора Кругосветова и столь же говорливой без умолку, женской ипостаси – Толстой барыни. Светлана Немоляева, игравшая Анну Павловну Звездинцеву, на этот раз филигранно, как водится, сыграла кухарку. 

На роль Звездинцевой заступила Татьяна Аугшкап, остроумно и метко сыгравшая барыню. Анна Павловна весь спектакль не выпускает из рук маленькую живую собачонку, которая не издаст ни звука. Зато по-светски лаять будет вместо собачки Звездинцева. 

Карбаускис вместе с Сергеем Бархиным, накренив  круг сцены и уподобив его огромному столу, за которым собирается и семья Звездинцевых, и их своеобычные гости, зажали этот стол-подиум между двумя зеркалами. Люди, населяющие дом Звездинцева, все эти спириты и мистики, а также и вся знать живут в каком-то зазеркальном мире. Их даже слегка жаль, что они столь простодушно попадаются на незатейливую, водевильную уловку  легкой и предприимчивой горничной Тани (Наталья Палагушкина). Чего девушка не сделает ради замужества «на буфетчике» Семене (Алексей Сергеев)!

Зеркало сцены, которое режиссер превратит в зеркало как таковое, станет той четвертой стеной, которую то и дело будут нарушать. В начале спектакля чуть ли не каждый персонаж обозначит себя перед зеркалом: кто порисуется, кто поплюет, а потом тщательно протрет участок якобы зеркальной поверхности. Когда речь зайдет о «медиумических» сеансах, то и старший Звездинцев, и профессор Кругосветов выйдут из зазеркалья. Кругосветов в раже и пропаганде мистических процессов выйдет в народ, то есть в зал, и в самозабвении будет готов проповедовать в каждом углу. Эту мизансцену Карбаускис повторит в точности, как это было в спектакле Петра Фоменко. Голос Михаила Филиппова будет то совсем удаляться, то обратно приближаться, когда его профессор вернется на подмостки и скроется в зазеркалье.

По сути, вся эта история с мистическими сеансами, с розыгрышем, который устраивает Таня, сговариваясь с домочадцами, есть театр в театре, поэтому толстовская насмешка над высшим сословием в спектакле Карбаускиса не имеет социальной остроты. Скорее все эти спириты, гадания в темноте, призывы к священной тишине есть не что иное, как потребность каждого в театре. Каждому театру нужен свой зритель. Невольно таким зрителем-неофитом становится группа из трех мужиков Курской губернии. Они в таком вот театре впервые, но невольно сами втягиваются в «процесс». 3-й мужик Сергея Удовика раз этак 20 на разные лады произнесет: «Земля наша малая, не то что скотину, курицу, скажем, и ту выпустить некуда». К концу спектакля уже готов вместе с Удовиком хором произнести фразу, ставшую заклинанием. 

В спектакле немало точных, остроумных актерских работ: сына Василия  – Владимира Гуськова, камердинера – Ефима Байковского, лакея Григория – Павла Пархоменко. 

Спектакль из тех, что по-актерски будет набирать от показа к показу. «Плоды просвещения» Петра Фоменко держались почти два десятка лет в репертуаре. Стоит пожелать новым «Плодам» такого же долголетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1726
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1410
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1563
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1415

Другие новости