Некоторые сцены спектакля таинственны и загадочны. Фото И.Ларионовой предоставлено пресс-службой театра
Премьера прошлого сезона – балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина – поставлена Кириллом Симоновым в сотрудничестве с художниками, чьи работы украшают многие сцены России и мира. Над сценографией работал Эмиль Капелюш, костюмы создавала Стефания фон Граурок, световое оформление выполнено Александром Мустоненом. Жаль, что музыка балета звучит в записи – впрочем, аутентичной – 1972 года, играет оркестр Большого театра под управлением Юрия Симонова.
Привлечение фонограммы – мера вынужденная, она обусловлена техническими возможностями карельского театра. Видеопроекции, выполненные Александрой Комаровой, – будто долгое эхо постановки Алексея Ратманского, кажутся чуть избыточными во всем этом великолепии.
Если Стефания фон Граурок, давний партнер хореографа, создала костюмы с оглядкой на эпоху – никакой условности: турнюры, кружева и бархат, то Эмиль Капелюш, такой же многолетний соавтор спектаклей Симонова, делает акцент на современности истории. В зеркальном занавесе отражается зрительный зал: этакий визуальный парафраз знаменитого грибоедовского «А судьи кто?».
В этой работе Симонов нестрого следует партитуре Щедрина, он купирует некоторые эпизоды и группирует их в два акта вместо трех, однако оставляет узловые сцены, включая сон Анны и скачки, сохраняя этим многомерность и объемность повествования. Отнесясь к партитуре в целом бережно, он оставляет в стороне некоторые повороты сюжета, уступая желанию пристально вглядеться в переживания главной героини.
Анна в исполнении Алевтины Мухортиковой – натура порывистая, но не жертвенная: Каренина погибает от страсти, а не от слабости. «Физика» самой балерины такова, что практически каждое движение усилено, форсировано – это не плавная кантилена мыслей и чувств, а заявка, statement. Обстоятельства будто скручивают жизнь Анны в тугой узел, вовлекают в свой круговорот, и именно вращение, движение по кругу – основной пластический лейтмотив спектакля. В итоге Анна находит в себе силы рассечь этот круг, пусть и ценой собственной жизни. Можно сказать, что структура самого спектакля тоже циклична – героиня дважды появляется на сцене, заключенная в стеклянный ящик. С первой встречи с Вронским и до самой смерти она – на глазах у общества, у тех самых судей из зрительного зала, что отражаются в зеркальном занавесе.
Граф Алексей Вронский в исполнении Ильшада Умурзакова – не столько типический, сколько декоративный персонаж. Не он влюбляет в себя Анну, а она влюбляется – так сильна ее потребность в искреннем чувстве. Однако даже в такой системе координат Ильшад Умурзаков слишком скуп на актерскую игру, впрочем, достойно справляется со сложностями хореографии, в которой, пожалуй, есть что-то от Бориса Эйфмана – о творчестве патриарха российского современного балета напоминают крупные, мощные, амплитудные движения и акробатические поддержки в дуэтных сценах.
А вот Алексей Александрович Каренин в исполнении Василия Сидоренко – достойный антипод, сильный противовес главной героине. Как правило, Каренина изображают жестоким, расчетливым человеком, неприятным и недостойным любви. Симонов, напротив, трактует его как человека нервного, уязвимого, страдающего. Анна не только танцует с ним чувственно-сложное адажио, не просто, как в романе, принимает его ласки, она в финале вырывает его сердце. Выбор Василия Сидоренко на эту партию – пожалуй, одна из главных исполнительских удач спектакля.
Спектакль, несмотря на его пока еще короткую сценическую жизнь, каждый раз тепло встречается зрителями, впрочем, как и другие постановки театра. Наверное, это закономерная реакция на активно формирующуюся «особость» карельской труппы. Музыкальный театр Республики Карелия за последние 10 лет стал практически авторским – сейчас на его сцене идут шесть балетов, из которых пять – за авторством или под редакцией Кирилла Симонова. Еще две премьеры на подходе в этом сезоне – «Сон в летнюю ночь» на музыку Феликса Мендельсона и новая редакция балета «Лебединое озеро».