0
21722
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2015 00:01:00

Долгожданное открытие Электротеатра Станиславский

Тэги: электротеатр станиславский, москва


Красиво открытый Электротеатр.		Фото РИА Новости
Красиво открытый Электротеатр. Фото РИА Новости

На театральной карте Москвы появилось еще одно «место силы» – Электротеатр Станиславский. В церемонии открытия принял участие Сергей Собянин, что скорее исключение, чем правило – не так часто градоначальник жалует своим присутствием культурные мероприятия. Торжественный вечер посетили Сергей Капков, Михаил Швыдкой, Анатолий Васильев, Валерий Фокин, Ирина Прохорова и другие. 

«Театры Москвы находятся на пике своей популярности. В прошедшем году их посетили 4 млн 600 тыс. человек – и это абсолютный рекорд за весь период театральной деятельности Москвы. Это, конечно, зависит от того, в каком состоянии эти театры находятся, сколько новых постановок и каких реализуется в Москве. В прошлом году было поставлено 180 новых спектаклей», – отметил мэр Москвы. Сергей Семенович добавил, что в рамках проекта по реконструкции и ремонту театральных площадок за прошедшие два года введены в эксплуатацию около двух десятков зданий. На подходе еще несколько, и самый ожидаемый (и скандальный) проект – новая сцена театра «Геликон-опера» на Большой Никитской, там уже ведутся отделочные работы. Впрочем, это уже из другой оперы, а пока же речь о кардинальном обновлении или даже переосмыслении бывшего Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, до того – студии Станиславского, а еще раньше – электротеатра (кинотеатра) «Арс», отсюда и новое название (про первоначальную функцию здания на Тверской улице, где был дом терпимости, вспоминать в новом контексте не будем). 

Борис Юхананов, режиссер, педагог, теоретик театра, выиграл конкурс на разработку концепции развития театра в 2013 году, тогда же, осенью, здание закрылось на реконструкцию. Капитальную. Юхананов, кроме того что создал фонд и привлек частный капитал, начал и выиграл войну с казавшимися вечными арендаторами – рестораны, которые занимали целый этаж, были закрыты. Архитектурное бюро Wowhaus разработало стильный и функциональный проект: гардероб теперь спрятан на цокольный этаж, на первом свободное пространство и бар (сюда, как говорят, можно прийти просто так, без билета на спектакль), в перспективе это что-то типа культурного клуба с выставками, книжным магазином и так далее. На втором этаже собственно зал, небольшой и технологичный, пространство в нем может трансформироваться под нужды спектакля; единственное, что здесь осталось от прошлой жизни – классический балкон по периметру, в остальном аскетичные стены и техническое оборудование. За кулисами  модные и удобные гримерки с диванами, цехи, скоро появится малая сцена и, что казалось немыслимым на Тверской, собственный театральный дворик. 

Но кроме этого, по всем правилам «третьего места» устроенного пространства (третьего после дома и работы) есть ведущая творческая  линия. Уже в этом сезоне: «Синяя птица» в постановке самого Юхананова, «Анна в тропиках» Александра Огарева, оперный сериал «Сверлийцы» и спектакль Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ» (репетицию уже показали, но по негласной договоренности рассказывать о спектакле нельзя, единственное, что уже известно, использование паров аммиака). В театре кроме главного режиссера и худрука есть музыкальный руководитель, композитор Дмитрий Курляндский, так что авангардные проекты синтетического или академического толка себя ждать не заставят. Собственно, так и началась официальная история театра: семиминутное светомузыкальное шоу на фасаде объединило духовный хорал и диджейские сэмплы, а знаменитая «голова» (черно-белое изображение) Станиславского в результате футуристических трансформаций оказалась вписанной в лучи «лампочки Константина Сергеевича», которая и будет отныне освещать этот квартал на Тверской. 

Первый спектакль театра поставил греческий режиссер Теодорос Терзопулос по трагедии Еврипида «Вакханки», в переводе Иннокентия Анненского. В течение года, что длилась реконструкция, труппа изучала систему Терзопулоса, которая в том числе включает особую дыхательную практику. Это озвученное дыхание и становится основой ритуального театра, где молодая часть театра  – древнегреческий хор, возрастная – вестницы и экстравагантные жительницы Фив (или современного мегаполиса). Непризнанный Фивами богом, мстительный Дионис разрушает основу основ, и мать становится детоубийцей. Елена Морозова в главной роли неподражаема: она действительно создает особую магнетическую атмосферу, так что жительниц Фив можно понять, они одурманены. Только вот эта всепоглощающая любовь, вопрос от режиссера: добро или зло? Сам Терзопулос в финале спектакля поет погребальную песню, отбрасывая нож и покрывая жертв Диониса алым покрывалом.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
620
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
787
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
672
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
536

Другие новости