0
2827
Газета Культура Интернет-версия

19.01.2015 00:01:00

Концертное исполнение с искоркой

Тэги: филармония, москва, опера, альцина


филармония, москва, опера, альцина Поют «Альцину», в концертном исполнении. Кадр из видео с официального сайта Московской филармонии

В Московской филармонии отметили 330-летие со дня рождения Генделя концертным исполнением оперы «Альцина». Внимание заинтересованных, конечно, привлекало в первую очередь участие меццо-сопрано Вивики Жено, но, к счастью, весь кастинг оказался отменным. 

«Альцина» была написана на один из сюжетов рыцарского романа «Неистовый Роланд», речь в опере идет о двух сестрах-волшебницах, которые заманивают на свой волшебный остров мужчин и, наигравшись с ними вдоволь, превращают их в камни, деревья, диких зверей и прочее. Мы застаем это царство и его повелительницу Альцину в переломный или даже финальный момент – момент крушения чар. 

Трагедия заглавной героини, по иронии судьбы, состоит в том, что жизнь ее заканчивается именно тогда, когда она по-настоящему влюблена. Рыцарь Руджер под воздействием волшебства без оглядки влюблен в Альцину, но на выручку приходит Брадаманта, его возлюбленная из реальной жизни – переодетая в мужское платье и под именем Ричард она попадает на остров и с помощью своего наставника Мелиссо стаскивает с Руджера розовые очки. 

В Ричарда влюбляется сестра Альцины Моргана (что, конечно, осложняет пребывание Брадаманты на острове), в нее, в свою очередь, влюблен начальник стражи Оронт. Еще один герой оперы – паж Оберто – ищет своего отца, по слухам, похищенного Альциной и превращенного в дикого зверя (так и есть). В финале оперы Руджер, отринув мольбы и угрозы Альцины, разбивает волшебный сосуд и уничтожает чары своей бывшей возлюбленной, спасая тем самым всех пленников острова. 

Следуя традициям своего времени, когда считалось, что ансамбли лишь затуманивают сюжет, Гендель пишет трехактную оперу с чередой восхитительных арий, крайне виртуозных, что и тогда, и сейчас требует лучших солистов. Вивика Жено, известная именно «мужским» амплуа (из 33 партий в ее репертуаре 23 – «брючные»), конечно, с первой арии захватила внимание. Матовый тембр и очень подвижный голос позволяют ей освоить репертуар кастратов, что она и делает: один из самых успешных ее альбомов посвящен репертуару легендарного Фаринелли. Гендель, впрочем, самые ударные арии Руджера приберег на вторую половину оперы, так что Жено довела зрителя до исступления не только своими феерическими колоратурами, но и глубиной лирического высказывания (в тот момент, когда герой осознает, в какую ситуацию попал) тоже. 

В роли возлюбленной Руджера Брадаманты (Ричарда) выступила Патрисия Бардон, в этом сезоне она уже второй раз появляется на сцене Концертного зала им. Чайковского: осенью вместе с Ольгой Перетятько певица участвовала в концертном исполнении оперы Россини «Танкред». Голос у Бардон сильный, так что игра с переодеванием, когда Брадаманта действует под мужской личиной, этой певице весьма кстати, ее ария ярости со стремительными пассажами просто сносит с ног и соперников, и зрителей. 

То, что в такую мощную натуру влюбилась сестра-волшебница, нет ничего удивительного. Правда, Моргана в исполнении Анны Девин, девица кокетливая и капризная, к тому же быстро меняет мнение: как только поняла, что Ричарда ей не одолеть, парой уловок вернула бывшего возлюбленного Оронта. Девин, исполнявшая партию Морганы в европейско-американском турне, чувствует себя очень свободно, ее кавалер Бенджамин Хьюлетт – обладатель нежного лирического тенора, чуть-чуть не выдержал стремительного темпа в арии отчаяния, но вот все любовные фрагменты спел на едином дыхании. 

Наконец, Инга Кална, сопрано из Латвии, тоже хорошо знакомая московскому слушателю, исполнила партию Альцины. Пожалуй, это лучшее ее выступление из всех, что довелось слышать обозревателю «НГ». Никаких последствий бронхита, о чем объявили накануне концерта, не чувствовалось – Кална, как никогда, хорошо управляла своим голосом, мгновенно переключаясь с глубоко страдающей, преданной женщины на упрямую гордячку и высокомерную властительницу. В литературном первоисточнике Альцина – старая карга, чья судьба не должна вызывать ни грамма сожаления. У Генделя это женщина, потерявшая надежду быть любимой, и, конечно, сердечное сочувствие зрителя всецело отдано Альцине. 

Итальянский дирижер и музыковед Федерико Мария Сарделли во главе Государственного камерного оркестра и вокального ансамбля Intrada по ходу исполнения проявил и мастерство, и обаяние, и гибкость. А веселый финальный танец с искоркой, когда впервые в оркестре появляются блок-флейта (гобоист Филипп Нодель) и флейта-пикколо, словно стряхивает и со слушателя волшебные чары и заставляет улыбнуться.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1133
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1359
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1627
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1181

Другие новости