Туган Сохиев после исполнения «Орлеанской девы». Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Опять участником рейтинга «НГ» в области культурных событий за прошедший год становится Большой театр. Год назад мы писали о смене руководства (новым гендиректором стал Владимир Урин) и об отставке главного дирижера Василия Синайского. Большой выдержал паузу и только в январе объявил о назначении нового музыкального руководителя, им стал 36-летний Туган Сохиев.
Контракт с ним подписан на четыре года. На поверхности биографии нового главного дирижера Большого очевидные параллели с лидером Мариинского театра: уроженец Северной Осетии, дирижерское мастерство постигал в Петербургской консерватории у легендарного Ильи Мусина и Юрия Темирканова. К тому же Валерий Гергиев занял аналогичный пост в 35. Сохиев возглавляет два коллектива: Национальный оркестр Капитолия Тулузы и Немецкий симфонический оркестр в Берлине. Контракты в обоих закончатся через два года. Первоначально дирижер был намерен сохранить обе позиции, но осенью стало известно, что немецкий контракт будет прекращен. Дебют главного дирижера состоялся более чем через полгода после назначения. Срочного погружения в деятельность театра от него и не ждали, понятно, что найти специалиста мирового класса, который отменит существующие контракты ради новой работы, нельзя. В сентябре Сохиев открыл сезон концертным исполнением оперы Чайковского «Орлеанская дева», и профессиональная общественность оценила эту работу высоко. Как скоро маэстро представит работу в качестве дирижера-постановщика – покажет время.
Московская филармония при поддержке Минкульта запустила проект, способный принципиально изменить политику концертных организаций в регионах. Речь идет о сети виртуальных концертных залов, где будут транслироваться концерты Московской филармонии. Проект называется «Всероссийский виртуальный концертный зал», его участниками стали Абакан, Вологда, Екатеринбург и города Свердловской области, Ижевск, Омск, Оренбург, Пермь, Рязань, Севастополь, Саратов, Сургут, Кострома, Курган, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Чита, Якутск. Потенциально концерты из Москвы можно будет посмотреть в любой точке страны, оснащенной хорошим интернет-соединением и необходимым оборудованием. В стране появляется единое филармоническое поле, слушатели получили возможность «побывать» на концертах лучших российских и зарубежных исполнителей (а программная политика Московской филармонии весьма насыщенная). В перспективе – не только формирование критериев вкуса и определения качества у новых слушателей, но и запроса на культурный продукт: хочется верить, что потребитель, условно, кроме Дениса Мацуева с Первым концертом Чайковского захочет услышать в исполнении этого (или другого!) пианиста Прокофьева или Щедрина, а там, может, и до Шенберга дойдет.