0
2854
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2014 00:01:00

Веня, поп и морковка

Тэги: театральный фестиваль, территория


театральный фестиваль, территория Никиту Кукушкина в роли Вениамина отметили все театральные критики. Фото с официального сайта Гоголь-центра

Кирилл Серебренников адаптировал к нынешней отечественной реальности пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Режиссер посадил действие на нашу почву, оно разворачивается в классе современной российской школы. Премьера спектакля прошла в Гоголь-центре летом, в минувший уик-энд спектакль показали на сцене центра им. Мейерхольда, он вошел в программу фестиваля «Территория».

Один из учеников, Вениамин Южин (Никита Кукушкин), заболел христианством. Он терроризирует учителей цитатами из Священного Писания по поводу и без повода, доводя до абсурда текст Евангелия. Не дай Бог, когда семя брошено в гнилой плод. «Взошла зелень, и показался плод, но выросли и плевелы» (Евангелие от Матфея, 13:24). Вот этот самый Вениамин есть незрелая зелень, но он же и плевел. Он вырос, выражаясь языком учительских характеристик, в неблагополучной семье. Ограниченная во всех отношениях мать (Юлия Ауг) тянула сына без отца и не заметила, как в один прекрасный день сын сбрендил. 

Вениамин возомнил себя наместником Иисуса, борцом за истинную веру, а учителей – аспидами. «Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях» (Пс. 57:5, 6). Вениамин на уроке по истории, привлекая текст Евангелия, клеймит индустриализацию, на уроке биологии он протестует против прогрессивных методов либерально настроенной учительницы Елены Львовны Красновой (Виктория Исакова), которая проповедует половое воспитание и учит на морковку надевать презерватив. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Евангелие от Матфея, 10:28). Цитаты то и дело проецируются в спектакле на экран.

Практически никто из учителей, за исключением учительницы биологии, не готов ни к вызову религиозного неофита, ни к интеллектуальному спору с ним. Священника ОПК (основы православной культуры) отца Всеволода (Алексей Девотченко) раздражает столь личное погружение ученика в Священное Писание. Как бы ни был уродлив Южин, он пусть дико, уродливо, но ищет ответы на свои вопросы. Этот темный мальчишка делает Евангелие своей настольной книгой по любви. Старший же по званию православный товарищ, призванный просвещать сложных подростков, предпочитает их вербовать в молодежные религиозные движения, но не может быть пастырем из-за глубокого равнодушия к жизни. Священник Девотченко – мелкий циник и опытный царедворец, осторожно политиканствующий поп.

Галерея педагогического состава колоритна и монолитна: директор школы Людмила Ивановна Стукалина Светланы Брагарник, преподаватель физкультуры  Олег Иванович Сельненко (Антон Васильев), преподаватель  истории Ирина Петровна (Ирина Рудницкая) – все они давно в школе проводят время, не очень-то понимая, каковы их ученики. Педагогические навыки, наработанные в советской школе, крепко укоренились в них, несмотря на изменившийся мир. И дело не в том, что директор, например, беспрерывно заступается за ученика Южина из ложного либерализма, поскольку ее ошарашивают методы преподавания подлинной либералки учительницы биологии, просвещающей школьников в вопросах полового воспитания, считающей гомосексуализм нормой, свойственной живому вообще. Инстинктивно директор школы боится впустить такие перемены в педагогику. Вырывая с возмущением морковку с порванным презервативом из рук ученика, она удаляется вместе с учительницей истории. Однако ничто человеческое двум дамам пенсионного возраста не чуждо. Морковки в их руках становятся тем самым, чем и у учеников, и они заливисто хохочут по дороге в учительскую. 

Вызов школе и вызов заболевшему религиозными вопросами Вениамину бросает только учительница биологии. Виктория Исакова делает свою роль даже более органичной, чем в пьесе, поскольку тут концы с концами не сходятся. Помимо либерального клише – атеистка, проповедующая теорию Дарвина, прогрессивный в половых вопросах человек, знающий такое слово, как «гомосексуализм», – она садится за чтение Евангелия, чтобы дать идейный бой темному малому, ставшему геморроем всей школы. А качество спора, ее аргументация выдают точно такую же неофитку в теологических вопросах. И тогда непонятно, почему мы должны быть на ее стороне. Да и глядя на эту учительницу, трудно предположить, что ее бойфрендом стал учитель физкультуры. Или биология берет свое?

Ее цель – разуверить Вениамина – такая же ложная, как и его желание возомнить себя миссией. Не о вере тут должен возникнуть спор. В конце концов, идти в храм или не идти – право выбора свободной личности. Схватка учителя с учеником касается острого вопроса имитации этого самого выбора. Ученик, вообразивший себя мучеником, сбивающий из досок Голгофу, на самом деле не готов пролить свою кровь, хотя и постулирует это. Такие, как он, всегда предпочтут пролить кровь чужую, что и происходит в пьесе и спектакле. Такие, как он, совершат лжесвидетельство ради самоутверждения. Такие, как он, разыграют и карту антисемитизма, поскольку учительница биологии по отчеству Львовна.

Этот спектакль Кирилла Серебренникова – остроумное зрелище, поставленное в эстетике минимализма, с галереей незаурядных актерских работ, прежде всего Никиты Кукушкина. Режиссеру удалось сбить команду единомышленников, которые сообща дают свой взгляд на заболевший мир.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1000
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
711
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
343
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
474

Другие новости