Звездная труппа БДТ в попурри по мотивам пьес Чехова и Горького. Фото ИТАР-ТАСС
«БДТ. Возвращение» – так было названо действо, задуманное как церемония открытия исторической сцены петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова. Предполагалось, что здание сперва распакуют, освободив от «обертки», после чего публика проследует в зал на специально сочиненное шоу открытия. Однако визит Дмитрия Медведева заставил несколько скорректировать планы, и церемонию пришлось поделить на две части: для премьер-министра здание распаковали в пятницу, а для публики шоу показали в воскресенье. Некоторых потерь, в первую очередь эмоциональных, было не избежать.
Накануне визита в Петербург премьер-министра соседнее с БДТ здание «Лениздата» занавесили баннером с портретами великих актеров товстоноговского театра. Саму эпоху, в которую прославились Доронина, Луспекаев, Копелян, Борисов, Лавров, Юрский, Шарко и Ко, принято называть товстоноговской, однако портрету режиссера места на многометровом баннере не нашлось. Композиция тоже явно грешила, складывалось впечатление, что этот пасьянс или коллаж складывали люди, от театра далекие. Рядом с афишей «Кроткой» – фотографии Светланы Крючковой и Алисы Фрейндлих. Олега Борисова нет, Смоктуновский есть, то есть выбор – очевидно случайный.
Для церемонии придумано было специальное, короткое представление, но почему-то сперва слово дали гостям, и снова могло показаться, что кое-кого даже толком не предупредили, что им будет предоставлено слово. В анналы истории, несомненно, войдет приветствие петербургского вице-губернатора Василия Кичеджи, который со сцены БДТ сказал, что у Северной столицы имеется несколько символов и среди них – «Медный всадник, крейсер «Аврора» и расстрельная колонна». Впрочем, публика простила эту ошибку – еще поэт предлагал рифмовать Растрелли и Ростральную колонну, – отозвавшись едва заметным ропотом, пробежавшим по рядам.
Воскресной публике – не всем же посчастливилось побывать на распаковке вместе с премьер-министром! – показали коротко смонтированную эту эффектную процедуру, в которой кроме Медведева приняли участие министр культуры Владимир Мединский и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, после чего микрофон оказался в руках нынешнего худрука театра Андрея Могучего, большого мастера как раз по таким вот уличным грандиозным шоу. Удалось ему найти место для приложения своего монументального таланта и тут, в стенах БДТ.
«Вы – первые зрители, которые увидят, как открывается занавес в обновленном театре», – заметил он, одновременно напомнив собравшимся и дорогую его сердцу мысль, что «БДТ для Ленинграда был генератором смыслов». Синий занавес художника Эдуарда Кочергина наверняка бы понравился Товстоногову, кабинет которого, к слову, был восстановлен к открытию бережными руками и заботой Ирины Шимбаревич, секретаря Георгия Александровича. В кабинете, кстати, сохранилась часть напольной плитки 1876 года, которую теперь, после ремонта, можно увидеть и в верхнем фойе. В кабинете же, настаивает Шимбаревич, все – так, как было при Товстоногове, с майским репертуаром 1989 года, с автобиографией, напечатанной самим Товстоноговым одним пальцем на пишущей машинке, которая, кстати, стоит тут же. С пузырьками с лекарствами, которыми он пользовался, с фотографиями и эскизами. Кстати, и в Музее БДТ, открывшемся в фойе, – подлинные эскизы декораций и костюмов Добужинского, Бенуа, Тышлера… Есть на что посмотреть!
Визит Медведева пришелся на юбилей Басилашвили, в воскресенье же театр открывался в день 99-летия Товстоногова. Открытие откладывали не раз, а тут все как-то красиво совпало.
И хотя Даниил Гранин сказал, что «нам не нужен другой театр, нам нужен БДТ», было понятно, что театр Андрея Могучего – другой, да иначе и быть не может, сам Товстоногов бы посмеялся только над чьим бы то ни было желанием остановить время.
Самым эффектным в церемонии, придуманной Могучим, стало появление из огромного бассейна – во всю ширину сцены – мокрых экранов, на которых, по мере того как они поднимались к колосникам, медленно, как на старых фотографиях, проявлялись и оживали сцены из великих спектаклей театра, с любимыми актерами того великого БДТ, каждую фотографию публика встречала аплодисментами, и, конечно, воспоминания накрывали одно за другим. Вторая половина праздничного представления – для всей труппы театра – состояла из реплик самых разных пьес, начиная с «Вишневого сада», когда снизу на сцену поднялся из глубины старый диван, затянутый паутиной, где под пледом прятался старый Фирс–Басилашвили. И знаменитая реплика Фирса «позавчера» тут естественно ложилась на прошедший позавчера юбилей народного артиста СССР. «Жизнь-то прошла, словно и не жил…» – одна интонация, звучавшая из уст стариков убедительно, другой – «Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!» – еще предстоит вступить в свои права.
Ближайший спектакль на исторической сцене – 5 октября, Басилашвили сыграет старого князя в «Дядюшкином сне», а Фрейндлих выйдет в роли Москалевой. Первую премьеру – по мотивам романа «Что делать?» – Андрей Могучий обещает сыграть в ноябре.
Санкт-Петербург–Москва