0
29300
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2014 00:01:00

БДТ и расстрельная колонна

Тэги: театр, бдт


театр, бдт Звездная труппа БДТ в попурри по мотивам пьес Чехова и Горького. Фото ИТАР-ТАСС

«БДТ. Возвращение» – так было названо действо, задуманное как церемония открытия исторической сцены петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова. Предполагалось, что здание сперва распакуют, освободив от «обертки», после чего публика проследует в зал на специально сочиненное шоу открытия. Однако визит Дмитрия Медведева заставил несколько скорректировать планы, и церемонию пришлось поделить на две части: для премьер-министра здание распаковали в пятницу, а для публики шоу показали в воскресенье. Некоторых потерь, в первую очередь эмоциональных, было не избежать. 

Накануне визита в Петербург премьер-министра соседнее с БДТ здание «Лениздата» занавесили баннером с портретами великих актеров товстоноговского театра. Саму эпоху, в которую прославились Доронина, Луспекаев, Копелян, Борисов, Лавров, Юрский, Шарко и Ко, принято называть товстоноговской, однако портрету режиссера места на многометровом баннере не нашлось. Композиция тоже явно грешила, складывалось впечатление, что этот пасьянс или коллаж складывали люди, от театра далекие. Рядом с афишей «Кроткой» – фотографии Светланы Крючковой и Алисы Фрейндлих. Олега Борисова нет, Смоктуновский есть, то есть выбор – очевидно случайный. 

Для церемонии придумано было специальное, короткое представление, но почему-то сперва слово дали гостям, и снова могло показаться, что кое-кого даже толком не предупредили, что им будет предоставлено слово. В анналы истории, несомненно, войдет приветствие петербургского вице-губернатора Василия Кичеджи, который со сцены БДТ сказал, что у Северной столицы имеется несколько символов и среди них – «Медный всадник, крейсер «Аврора» и расстрельная колонна». Впрочем, публика простила эту ошибку – еще поэт предлагал рифмовать Растрелли и Ростральную колонну, – отозвавшись едва заметным ропотом, пробежавшим по рядам. 

Воскресной публике – не всем же посчастливилось побывать на распаковке вместе с премьер-министром! – показали коротко смонтированную эту эффектную процедуру, в которой кроме Медведева приняли участие министр культуры Владимир Мединский и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, после чего микрофон оказался в руках нынешнего худрука театра Андрея Могучего, большого мастера как раз по таким вот уличным грандиозным шоу. Удалось ему найти место для приложения своего монументального таланта и тут, в стенах БДТ. 

«Вы – первые зрители, которые увидят, как открывается занавес в обновленном театре», – заметил он, одновременно напомнив собравшимся и дорогую его сердцу мысль, что «БДТ для Ленинграда был генератором смыслов». Синий занавес художника Эдуарда Кочергина наверняка бы понравился Товстоногову, кабинет которого, к слову, был восстановлен к открытию бережными руками и заботой Ирины Шимбаревич, секретаря Георгия Александровича. В кабинете, кстати, сохранилась часть напольной плитки 1876 года, которую теперь, после ремонта, можно увидеть и в верхнем фойе. В кабинете же, настаивает Шимбаревич, все – так, как было при Товстоногове, с майским репертуаром 1989 года, с автобиографией, напечатанной самим Товстоноговым одним пальцем на пишущей машинке, которая, кстати, стоит тут же. С пузырьками с лекарствами, которыми он пользовался, с фотографиями и эскизами. Кстати, и в Музее БДТ, открывшемся в фойе, – подлинные эскизы декораций и костюмов Добужинского, Бенуа, Тышлера… Есть на что посмотреть!

Визит Медведева пришелся на юбилей Басилашвили, в воскресенье же театр открывался в день 99-летия Товстоногова. Открытие откладывали не раз, а тут все как-то красиво совпало.

И хотя Даниил Гранин сказал, что «нам не нужен другой театр, нам нужен БДТ», было понятно, что театр Андрея Могучего – другой, да иначе и быть не может, сам Товстоногов бы посмеялся только над чьим бы то ни было желанием остановить время. 

Самым эффектным в церемонии, придуманной Могучим, стало появление из огромного бассейна – во всю ширину сцены – мокрых экранов, на которых, по мере того как они поднимались к колосникам, медленно, как на старых фотографиях, проявлялись и оживали сцены из великих спектаклей театра, с любимыми актерами того великого БДТ, каждую фотографию публика встречала аплодисментами, и, конечно, воспоминания накрывали одно за другим. Вторая половина праздничного представления – для всей труппы театра – состояла из реплик самых разных пьес, начиная с «Вишневого сада», когда снизу на сцену поднялся из глубины старый диван, затянутый паутиной, где под пледом прятался старый Фирс–Басилашвили. И знаменитая реплика Фирса «позавчера» тут естественно ложилась на прошедший позавчера юбилей народного артиста СССР. «Жизнь-то прошла, словно и не жил…» – одна интонация, звучавшая из уст стариков убедительно, другой – «Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!» – еще предстоит вступить в свои права.

Ближайший спектакль на исторической сцене – 5 октября, Басилашвили сыграет старого князя в «Дядюшкином сне», а Фрейндлих выйдет в роли Москалевой. Первую премьеру – по мотивам романа «Что делать?» – Андрей Могучий обещает сыграть в ноябре.  

 Санкт-Петербург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1279
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
812
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1547
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1497

Другие новости