0
2745
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2014 00:01:00

Инаугурация главного дирижера

Тэги: туган сохиев, дебют, большой театр


туган сохиев, дебют, большой театр Первая премьера этого 239-го сезона войдет в историю. Фото с официального сайта Большого театра

Этого события ждали восемь месяцев: в конце января генеральный директор Большого театра представил нового музыкального руководителя, и на пресс-конференции Туган Сохиев объявил, что свой первый проект представит осенью, но название обнародовать не стал. Выбор дирижера стал известен позже, когда объявили планы на грядущий сезон. Итак, в минувшую пятницу Туган Сохиев дебютировал на исторической сцене Большого театра с оперой Чайковского «Орлеанская дева».

На аплодисментах один из сотрудников Большого обронил: «Наконец-то в театре настоящий дирижер появился!» Сохраняя уважение к предшественникам Тугана Сохиева, трудно с этим утверждением поспорить. За последнее десятилетие столь же убедительную работу обозреватель «НГ» слышала, пожалуй, трижды, и каждый раз – с приглашенными дирижерами: Михаил Плетнев с «Пиковой дамой», Александр Лазарев с «Чародейкой» и Владимир Юровский с «Русланом и Людмилой». Наверное, мог бы в этой строке быть и Мстислав Ростропович с «Войной и миром», да за месяц до премьеры взял самоотвод, не в силах преодолеть цеховые коллизии. И вот – Туган Сохиев с «Орлеанской девой»: амбициозный, в меру властный, а также умный, мыслящий и главное – очень музыкальный дирижер. Взяв «Орлеанскую деву» (оперу, находящуюся в какой-то степени на перекрестке русско-французских интересов маэстро: он остается на позиции руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы), Сохиев принимает несколько верных решений. Оказывает внимание грядущему юбилею Чайковского (175-летие со дня рождения), выбирает название нетривиальное, но при этом не самое популярное, и решает сделать концертное исполнение оперы, не затевая постановки, которая, очевидно, стала бы репертуарным аутсайдером. Масштабная партитура, с одной стороны, задействует и демонстрирует весь исполнительский арсенал труппы (в исполнении участвует даже орган). С другой – сам дирижер демонстрирует умение управлять этим арсеналом, способность охватить гигантскую форму и, когда нет возможности скрыться за сценографией и режиссурой, выстроить не только музыкальную, но в каком-то смысле и театральную драматургию. Сам Сохиев об этом говорит в программном тексте: центральной фигурой оперы для него становится не столько исторический контекст, сколько сама Иоанна, ее духовный путь – от прозрения Бога до прозрения любви и, в финале, единения со Всевышним. Неизбежно лирические (опера, как ни крути, романтическая) сцены Иоанны Сохиев трансформирует в возвышенные и только в любовном дуэте с Лионелем дает прорваться чувственному и страстному. Но и массовые сцены (ужас пожара в первом и последнем действиях, лязг мечей в сражении, торжество коронации), и жанровые (придворные танцы или пение менестрелей – со знаменитой «Старинной французской песенкой» из «Детского альбома») Сохиев воплощает с предельной степенью визуализации. Множество сольных партий в оркестре, коими композитор насытил партитуру, звучит неожиданно чисто и неформально, каждая – проинтонирована, а не просто озвучена. При этом дирижер очень чутко и аккуратно работает с акустикой, максимально приглушая оркестр, дабы не заглушить солистов.

Собственно, кастинг ровным не назовешь. Такая вот особенность этой оперы: Чайковский сделал два варианта партитуры – для высокого и низкого женского голоса, но ни тот, ни другой удобным не считается. Здесь нужна певица со сверхспособностями – как у заглавной героини. Сохиев выбирает сопрановую версию, по его мнению, более логичную с точки зрения тонально-гармонического плана, а петь приглашает меццо Анну Смирнову, нашу соотечественницу, все творческие достижения которой случились на западных сценах. Объемный голос певицы и ее почти сопрановый диапазон позволили ей «взять» Иоанну «с первого захода» (судя по послужному списку артистки, для нее это дебют). Среди ее партнеров отметим, пожалуй, тенора Олега Долгова (Карл VII) и Игоря Головатенко (Лионель), выделившихся наиболее точным и целостным исполнением своих партий.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1155
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1601
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1183
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
995

Другие новости