Профессор Янкелевич подарил талантливому ученику Центральной музыкальной школы Володе Спивакову скрипку, с которой тот сделает свою карьеру. Инструмент венецианского мастера Гобетти. У нее был «инфаркт» – деревянная вклейка на груди, и скрипичные мастера полагали, что вообще-то она звучать не должна. Но только не у Спивакова. «Вовочка, с тобой хорошо продавать скрипки – любая кастрюля через три минуты начинает звучать», – сказал ему однажды старый скрипичный мастер. Уже много позже, стараниями жены Сати, у Владимира Теодоровича появится заветный Страдивари. Мир же скрипач Владимир Спиваков покорил с Гобетти – выиграл несколько престижных конкурсов и объездил с гастролями все самые лучшие сцены планеты, не брезгуя, впрочем, и глубинкой, в том числе и российской – там тоже ждала публика.
Но на этом Спиваков не остановился – начал учиться профессии дирижера. Старейшина Лорин Маазель спросил, не сошел ли тот с ума, зачем ему это, если он так божественно играет? А Леонард Бернстайн подарил начинающему дирижеру свою палочку! Но – одно дело научиться дирижировать, другое – найти коллектив для этого. Спиваков не стал искать, он его создал: знаменитые «Виртуозы Москвы» в этом году отмечают 35-летие. В конце 70-х создание нового камерного оркестра было сродни вызову. Спиваков отбирал только лучших, настоящих виртуозов, тех, кто мог бы делать сольную карьеру – и делал, получив возможность солировать с «Виртуозами Москвы». До официального признания им приходилось репетировать по ночам – в кочегарках, ЖЭКах, в клубе Военной академии им. Фрунзе. Но путь в Большой зал консерватории был недолгим: сказать, что оркестр был популярен, – мало, здесь годится только превосходная степень. После возвращения, точнее невозвращения многих музыкантов из Испании, где оркестр «пересиживал» 90-е (по приглашению короля), Спивакову пришлось объявить новый набор – в «Виртуозах» появилось молодое поколение. В нулевых Владимир Теодорович создал еще один коллектив – Национальный филармонический оркестр России. По примеру своего фестиваля во французском Кольмаре организовал фестиваль и в Москве, куда приглашал мировых звезд первой величины. Рядом с творческими силами появилась еще одна линия – благотворительная, здесь умеют найти и поддержать талант: стипендиаты Фонда Спивакова конкурируют только сами с собой (достаточно сказать, что одним из первых был Евгений Кисин). Они же, кстати, и поздравят сегодня своего патрона с юбилеем – на концерте в Московском международном Доме музыки, чей президент, как известно, маэстро Спиваков.
«НГ»