На выставке Головина в Третьяковке посетителей, представляется, было меньше, чем ожидали организаторы. Фото РИА Новости
Так получается, что, хотя лето и считается временем мертвым, итоги арт-сезона – с сентября 2013-го по нынешний август – все же приходится подводить, когда уже на пятки наступает новая выставочная «страда». Музеи стараются приберечь и на межсезонье часть «хитов» – ретроспектива символиста Александра Головина в Третьяковке, например, закрылась только неделю назад. А передвижная биеннале Manifesta 10, чьей резиденцией на этот раз стал Петербург, и стартовала только в конце июня – несмотря на призывы к бойкоту – и, кого-то разочаровав, у кого-то вызвав более спокойную реакцию, еще идет. Впрочем, сейчас – о московских событиях и тенденциях.
Осталось ощущение промежуточности и ожидания, не то чтобы оптимистичного, что же будет дальше. Художественный сезон 2013–2014 годов не назовешь особенно ярким, не то чтобы он обозначил новые тенденции, и отдельные запоминающиеся события погоды не сделали, а начала ее делать, как часто бывает, политика. Культурная – обсуждение закона о культуре. И сама по себе – связанные с Украиной события, санкции и все, чем это уже откликнулось и еще аукнется. Впрочем, если в прошлый раз главным, как теперь модно говорить, трендом были кадровые перестановки музейных директоров, то сейчас – музейное строительство. Тоже, правда, в основном пока застывшее на стадии решения.
Спорили – не строили… и наконец решили
Пока еще в 2013-м в Государственном центре современного искусства объявляли новый – открытый – архитектурный конкурс на музейное здание, в Пушкинском завершилась расставанием долгоиграющая история отношений с Норманом Фостером. Потом здесь тоже устроили новый виток состязания архитектурных концепций. Только конкурс был закрытый и лишь с российскими участниками – такое уравнение с тремя известными. В итоге за сооружение возьмется ирландское архитектурное бюро Heneghan Peng Architects, а за ГМИИ – бюро «Меганом» Юрия Григоряна. И 29 августа в усадьбе Вяземских–Долгоруковых отметили начало строительства музейного городка, приурочив его к 116-летию со дня закладки первого камня Романом Клейном в главное здание Пушкинского и сообщив, что мечты Ивана Цветаева по созданию «мусейского города» начинают воплощаться. Что ж, остается верить. Поначалу вызывало некоторое недоумение, что единственный в Москве госмузей с коллекцией западноевропейского классического искусства расширять будут российские архитекторы. Это в то время как – помимо ГЦСИ – Гараж (который к Первомаю обзавелся статусом музея) привлек голландца Рема Колхаса и его мастерскуя ОМА. Частный Музей русского импрессионизма Бориса Минца делают англичане – John McAslan + Partners, и будущий Музей современного российского искусства, что планирует заселить в «Ударник» Шалва Бреус, – тоже решил выбирать архитекторов из известных иностранных команд (правда, об окончательном решении тут еще не сообщили). Но в конце концов, учитывая нынешние политические условия, вероятно, в ГМИИ поступили правильно. Ну, и Григоряну веришь, а остальным музеям остается пожелать, чтобы несмотря ни на что все сложилось.
Что касается ГЦСИ, нет уверенности, что в концепции музея (из-за которой проект здания на Бауманской завернули) что-то принципиально изменилось, как и в вопросе о музейной коллекции (будет ли чем заполнять здание), но наконец все разрешили на Ходынке. Значит, на другой площадке, подальше от заветного городского центра, стало можно.
Музеи vs Галереи
Тут главные ньюсмейкеры – занявшая год назад кресло директора Пушкинского Марина Лошак и сменивший ее на посту арт-директора Музейно-выставочного объединения «Манеж» Андрей Воробьев. Вернее, не то чтобы случилось много знаковых событий, но и это – характерная черта. Год, конечно, при темпах музейной жизни – срок небольшой. Но вот Воробьев уже покинул Манеж, и если сравнить время, которое институцией руководил он и его предшественница, кажется, вся активность, начавшаяся было на площадках МВО, развития не получила. Событий – выставок – было немного. В январе Воробьев не продлил договор о сотрудничестве с квартировавшимся в Большом Манеже Московским музеем дизайна. Дорогостоящий проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке о русском авангарде разочаровал, а ретроспектива Эрика Булатова, что откроется там на будущей неделе, возможно, площадке сейчас нужна даже больше, чем самому художнику. Правда, готовила выставку, кажется, еще Лошак, а откроется она уже вообще без арт-директора – осенью Манежу обещали сформировать кураторский совет. Зато можно порадоваться, что в самом центре города регулярно показывают видеоарт молодых художников: программа Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» «Большие надежды» – карт-бланш новому поколению и новая программа в Манеже, сделанная вместе с галереей «Триумф». Можно сетовать на Воробьева, но, во-первых, за год действительно сложно сформировать крупные показы, а во-вторых, сложно это делать в условиях, когда, с одной стороны, московские власти хотят изменить имидж площадки, а с другой – то и дело отдают Манеж под спущенные сверху мероприятия.
Марина Лошак обещала привести на Волхонку современное искусство и держит слово. Работы бельгийского весельчака Вима Дельвуа хотя и не назовешь очень изобретательными, зато они заставили освежить в памяти постоянную музейную экспозицию. Странно еще, что эта выставка совпала с показом в Галерее Гари Татинцяна, но в музее отвечают – это случайность. Из других новшеств нельзя было не заметить активность нового руководства в популяризации музея через программы друзей ГМИИ, пятничные вечера и не в последнюю очередь через обновление музейных магазинов. Но это – вокруг, а в смысле выставок – показали две крупные частные коллекции искусства XX века, и теперь они уже разместились не в Отделе личных коллекций, а в главном здании… Вторая из них принадлежит Майе и Анатолию Беккерман и странно сопровождалась в выставочном дизайне высказываниями людей от искусства о продажах. Но опять-таки год – это немного, нужно смотреть дальше.
События vs Тенденции
Те, кто следит за процессом ногами, могут сказать, что просто физически мероприятий стало больше – почти ежедневно вплоть до августа в Москве открывается по нескольку выставок. Тех, что можно назвать событиями сезона, правда, немного. Тут ведь ждешь нового, а что нового? Двухчастный проект Елены Селиной «Реконструкция» о галерейной жизни 1990-х в фонде «Екатерина» как ретроспективный взгляд на недавнее прошлое, попытка найти ему место в истории, расставить акценты – и просто переместить фокус рефлексии с модного в последние годы концептуализма на другую эпоху. В Музее Москвы прошла IV Московская биеннале молодого искусства, флагманом ее позвали авторитетного куратора Дэвида Эллиотта – а получилась выставка, напоминающая европейские смотры, по-своему эффектная, но без специфики молодости. С актуальным искусством у нас по-прежнему сложности перевода – публика его не особо жалует, а оно порой не особенно стремится идти навстречу. У нас ведь ходят на имена. И даже если «взрослую» V Биеннале современного искусства переместили в Манеж, куда удобно добираться, на ее посещаемости, увы, это не сказалось.
Вообще, уже давно хочется новых форматов, чтобы в устройстве выставки чувствовался пресловутый драйв, а не набор имен. В этом смысле в последнее время, пожалуй, энергичнее всех работает Московский музей современного искусства. Там вон была ретроспектива Юрия Альберта, на вернисаже которой работ не наблюдалось вовсе – только объяснения про них. И там же не побоялись устроить «Игру в цирк»: цирк в музее – именно так, и работы по-новому именно что заиграли благодаря преобразившемуся стараниями театральных художников Алексея Трегубова и Анны Румянцевой пространству. И клетка была, и мечта. Может, стоит уже нашим немногочисленным премиям в области современного искусства обратить внимание на архитекторов выставок?
Что будет дальше – предполагать тревожно. Из-за скандальных обсуждений законопроекта о культуре, где взращиванию патриотизма может помешать актуальное искусство. Из-за санкций в контексте украинских событий (уже не состоится перекрестный год Россия–Польша). Отменили выставку Бэнкси в Манеже и показ Young British Artists в «Екатерине»…
И все же, как говорится, будем поглядеть – то есть делать то, что в возможностях отдельных людей. Как в той песенке «Вы полагаете, все это будет носиться? – Я полагаю, что все это следует шить».
Статистика посещаемости крупных выставок
ГТГ
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом (16.10.13 – 16.02.14) 162 785 человек
Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения (28.03.14 – 24.08.14) 83 268 человек
ГМИИ
Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея
(21.09.13 – 19.01.14) 247 400 человек
Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо
(29.04.14 – 27.07.14) 191 400 человек
Выставка «Отечество мое – в моей душе...». Произведения из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА) (03.12.13 – 16.02.14) 95 900 человек
ММОМА
Мауриц Корнелис Эшер (11.12.13 – 09.02.14) 117 000 человек
Игра в цирк (21.02.14 – 06.04.14) 17 000 человек
Паша 183 (06.03.14 – 25.05.14) 37 000 человек
МАММ*
Свобода не гениальность. Работы из коллекции Дэмиена Хёрста (30.11.13 – 02.02.14) 105 000 человек
*При этом, очевидно, главным хитом тут окажется показ «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда» (11.06.14 – 07.09.14), который еще не завершился.
ЦВЗ Манеж
V Московская международная биеннале современного искусства (19.09.13 – 20.10.13) – 44 987 человек
Питер Гринуэй, Саския Боддеке. Золотой век русского авангарда (15.04.14 – 18.05.14) 33 517 человек