0
19753
Газета Культура Интернет-версия

03.07.2014 00:01:00

Обошлись без манифеста

Об авторе: Анна Попова

Тэги: современное искусство, биеннале, петербург


современное искусство, биеннале, петербург Тацу Ниси: хрущевка в Эрмитаже. Фото автора

В Санкт-Петербурге открылась 10-я европейская биеннале современного искусства «Манифеста», основной ее проект разместился в Эрмитаже.  Против ожиданий, вместо острой политической истории куратор «Манифесты» Каспер Кениг продемонстрировал, как современное искусство взаимодействует с классическим. 

Эрмитаж, в нынешнем году празднующий 250-летие, стал эпицентром главных событий этого лета на арт-рынке. Из-за ситуации в Украине руководство «Манифесты» оказалось перед выбором: продолжать работу или отказываться от нее, однако искусство оказалось сильнее любых политических неурядиц. По словам директора «Манифесты» Хедвиг Фейен, биеннале появилась в исторический момент и прежде всего позволяет посмотреть на происходящие в обществе процессы сверху. «Не все, с чем сталкиваешься, можно изменить. Но ничего не изменится, пока с этим не столкнешься», – цитировала Фейен на пресс-конференции одну из участниц биенналле, художницу Марлен Дюма. Ей вторил куратор Каспер Кениг: по его мнению, возможно, «искусство не изменит мир, но делает его богаче и разнообразней».

Бывший директор музея Людвига в Кельне, Каспер Кениг шутливо говорит, что был счастлив стать «подопытным кроликом Эрмитажа». Он поставил перед собой задачу, во-первых, открыть современное искусство для той части зрителей, которая им обычно не интересуется, а во-вторых, выстроить исторический диалог – между музейными шедеврами и актуальным искусством, между залами Эрмитажа и произведениями, которые мы меньше всего ожидаем там увидеть.

Значительная часть основного проекта «Манифесты» развернулась в залах Главного штаба. Тон задает монументальная работа Томаса Хиршхорна «Срез»: обвалившийся фасад дома открывает взгляду зрителя стены квартир, где висят картины Малевича и Филонова из Русского музея. Наиболее точное выражение того, что хотел сказать Кениг: территория искусства остается таковой, несмотря на обстоятельства. Так и «Манифеста» обходится без каких-либо манифестов, уповая на вечные ценности. 

В анфиладах Главштаба отдельный зал отведен под «Горизонты» Тимура Новикова: целые истории разворачиваются на полотнищах ткани. Зрители смотрят на «Пирамиды», над которыми восходит солнце, и на «Пингвинов», затерянных где-то в серебристом пространстве, и на «Печаль Энди Уорхола» – она, как видно, золотая в черно-белый цветочек. С этими работами перекликается «Опера носового платка» Доминики Гонсалес-Ферстер: специально для «Манифесты» она переосмыслила свою старую работу «Абстрактные носовые платки». Теперь это не платки а скорее занавесы, на которых изображены картины самых разных художников (из представленных в Эрмитаже) – от немецкого романтика Каспара Давида Фридриха до уже названного Тимура Новикова. 

Рассматривая музей не как застывшую форму, но как изменяющееся во времени пространство, Кениг размещает в залах инсталляцию Брюса Наумана «Картографирование мастерской». Видео, снятое ночью на инфракрасную камеру, дрожит, рассыпается, в кадре появляются мыши, кошка. Пространство живет по своим законам, но чем оно является – объектом искусства или его источником – неясно.

Суточный цикл освещения Земли в работе «Скорый день» Вадима Фишкина сжат до 2,5 минуты. Электронные часы, которые отсчитывают секунды и минуты, светлеющий и вновь погружающийся в темноту экран – зритель наблюдает, как время за считаные мгновения из настоящего становится прошлым.

К началу «Манифесты» на третий этаж Главштаба из Зимнего дворца переместили полотна Анри Матисса (он тоже заявлен как участник биеннале). В соседних с «Танцем» залах демонстрируют «Новые картины» Оливье Моссе – работы ярких цветов – размышление на тему, может ли материал (в данном случае краска) быть объектом творчества. 

Здесь же выставлено еще несколько важных работ. В частности, фотосерия «Несчастная любовь» и видео «Смерть замечательных людей» Владислава Мамышева-Монро (кстати, в рамках параллельной программы биеннале в Новом музее проходит его ретроспектива) и фотографии Бориса Михайлова, которые он сделал на майдане. Это один из немногих политических проектов на этой «Манифесте».

Если знакомство с той частью выставки, которая расположена в Главштабе, проходит довольно гладко, то поиски объектов биеннале в залах Эрмитажа превращаются в настоящее испытание. Здесь навигация очевидным образом хромает. Как минимум нужны две карты: одна с объектами «Манифесты», другая с планом музейных залов. Расспросы смотрительниц помогают не всегда: не все знают, где находятся экспонаты-«варяги». Зато некоторые живо обсуждают (и осуждают) вторжение современного искусства на священную территорию музея. Смотрительницы в зале, где расположены работы Йозефа Бойса «Экономические ценности» и «Гипсовый блок», на второй день стали носить медицинские маски. Художник заделывал трещины в объекте с помощью масла: накрепко впитавшись в гипс, оно разложилось и оставило после себя едкий запах.

А в залах Матисса теперь – провокативная живопись и графика Николь Айзенманн: так растерянные посетители Эрмитажа невольно становятся зрителями биеннале. 

Квинтэссенцией идеи Каспера Кенига стала аудиоинсталляция «Круговорот реки (Нева)» Сьюзен Филипс – художницу вдохновил фрагмент из джойсовских «Поминок по Финнегану», в котором Анну Ливию описывают с помощью множества названий рек. Для своей инсталляции Филипс использовала 12-канальную запись фортепианной музыки – она звучит на Парадной лестнице Нового Эрмитажа и транслируется из динамиков за окном. Подъем или спуск по лестнице, окруженной античными скульптурами, становится путешествием вдоль полноводной реки, которая выходит из берегов и затопляет Эрмитаж.

Санкт-Петербургская «Манифеста» оказалась хорошей прививкой от снобизма. Каспер Кениг, следуя изречению «жизнь коротка – искусство вечно», показывает, что новейшее искусство может и должно вливаться в музейное пространство. Будь это работы Луизы Буржуа, ведущие визуальный диалог с произведениями Пиранези, деревянный дом Тацу Ниси, «вписавший» во временную жилую комнату парадную эрмитажную люстру, или фотографии Ясумасы Моримуры, сделанные в музейных залах и одновременно обращенные и к блокадному прошлому, и к мирному настоящему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1110
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
685
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1332
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1330

Другие новости