0
2609
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2014 00:01:00

Мечты с возрастным (без)лимитом

Тэги: биеннале, москва, современное искусство


биеннале, москва, современное искусство Перформанс Ольги Кройтор «Точка опоры». Фото автора

Основной биеннальный проект на этот раз курирует Дэвид Эллиотт и «племя младое» – до 35 лет – ведет под девизом-темой «Время мечтать». Сделанная авторитетным Эллиоттом выставка получилась ожидаемо впечатляющей, но к ней возникает много вопросов.

Когда в прошлом году куратор объявил тему «Время мечтать», сославшись на речь Мартина Лютера Кинга-младшего «У меня есть мечта», которую тот произнес в 1963-м, призывая к борьбе за гражданские права в Штатах, – думалось, это будет политически острая выставка, несмотря на «широкую», как, впрочем, у всех биеннале, формулировку. После политических событий последнего времени – от угрозы войны до российского курса на новую культурную политику – градус интриги подскочил: дадут ли на подведомственной городу площадке высказаться? Когда в конце мая назвали художников, которым дан карт-бланш и «Время мечтать», украинских там не оказалось – и снова гадали, про что Эллиотт расскажет. Отсутствие украинцев в основном проекте, куда поступило 3069 заявок из 84 стран и было выбрано 83 творца из 32 государств, и предсказуемо, и все ж таки удивляет. Помимо уже банально звучащих очевидностей, что сейчас важно показать украинское искусство, Эллиотт его знает – он делал два года назад I Киевскую биеннале (пусть и взрослую). В этом году в Украине должна была пройти вторая, ее отложили, но художники ведь готовятся, им наверняка есть что сказать…

То, что в итоге получилось, все равно выглядит эффектно. Даже при скромном бюджете: 25 млн руб. (10 от Минкульта, 10 от Департамента культуры Москвы и 5 – спонсорские, но общая цифра предполагаемая, поскольку еще не все партнерские средства поступили) не только на основной, но и на стратегические проекты и на весь маркетинг. И все же «Время мечтать» сделано так, как в Европе сегодня и принято составлять крупные смотры. Кроме инсталляций и фото очень многое отдано на откуп видеоарту, в ткань проекта вплетаются «бегущие» нити перформансов, и плюс к тому Эллиотт, кажется, не прочь напомнить, что старушка живопись все еще актуальна. Участники тут из разных стран, из России преимущественно уже известные вроде ЗИПов или Recycle, и вместе с тем очевиден акцент на искусстве Азии. Это тоже тренд. А кроме того, материал, интересующий Эллиотта, который был основателем и директором токийского Музея искусств Мори, а сейчас преподает в Гонконге.

Что до молодости, не сказать, будто она как-то специально себя проявила. Не брызжет легкостью бытия, не фонтанирует иронией. Художники стремятся быть по-взрослому серьезными, разве что с агрессией юности. Нет, ну, конечно, это и о молодости как переходном этапе (Кейт Эллиотт сняла видео о юноше Питере Пэне как зарисовку про поиски героем себя, где застенчивый юноша смотрит на видеокамеру), и о повседневности и новом поколении (фильм Евгения Гранильщикова «Похороны Курбе»). Но часто эти мечты, как сны, кошмарны. Про (пере)потребление (на видео «Пир» Войтека Дорошука мир остался без людей, теперь собаки и насекомые гложут жирные, как на пышных натюрмортах, яства), про дискриминацию сексуальных меньшинств («Администрация» Олега Устинова – выгородка с подложным объявлением о выявлении гомосексуалистов в некоем подъезде, но сегодня легко представить такие новости реальными), про катастрофы (в видео «Возвращая лето» Суджин Лим тщится оживить зеленым светом пейзаж, мертвый после выброса в южнокорейском Куми газа фторида). И про непонимание искусства (картина Кирилла Гаршина «Стена поклонения»). Впрочем, награду биеннале вручили Ли Жаню, который в одной из работ по-своему пересказывает популярный в Китае 1950–1960-х фильм «Судьба человека» («От водителя грузовика до политрука конной пехоты»).

Красивое сводчатое пространство Сильвия Явен «перерезала» кружевной пеленой: «Чья-то проблема» – стремление человека остаться в стороне, уйти, в то время как между размашистыми буквами «Кто-то еще» рефреном читается «ты». Если экспозиция и вышла местами иносказательной и трудночитаемой – на вернисаже экспликаций к работам не наблюдалось, и трактовки оставались делом зрителя, – она все равно, как припев, поет о свободе, протестах и ответственности. От многосоставной задиристой инсталляции ЗИПов «Район Гражданского Сопротивления», где есть разлапистая вышка, с которой можно проораться в «матюгальник», до меланхоличного с виду перформанса Ивона Хабровски «Пост-изображение/Антидемо», статично, но здесь и сейчас воспроизводящего кадры московских протестов из СМИ.

Занавес «Кто-то еще» мог бы стать и эпиграфом, и эпилогом ко «Времени мечтать» - и не единственным. Москва - столица нашей родины, а в центре столицы стоит Музей Москвы, а располагается он в имперских - ампирных то есть - Провиантских складах. А в центре экспозиции - накренившаяся изба. «Пустой дом» Владимира Чернышева и Артема Филатова, составленный из разных «клеточек»-досок от разрушающихся изб, того гляди рухнет - но может простоять так вечно. А во дворе Провиантских складов, кажется, чудом удерживает равновесие на высоком столбе - как столпник - Оля Кройтор. Страшно смотреть на «Точку опоры», которая здесь - ну не усмешка ли? Отчаяние ветхости "Пустого дома", отчаянность молодости у Кройтор, и там и там - неуверенность и неопределенность, в которых приходится проявить стойкость. В эпоху, когда остается мечтать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
798
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1056
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
846
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
690

Другие новости