0
2029
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2014 01:14:00

«Русский Бэнкси» осваивает глубинку

Тэги: выкса, искусство, выставка, фестиваль


выкса, искусство, выставка, фестиваль

Город Выкса Нижегородской области известен своим металлургическим заводом, основанным еще в конце 19 века братьями Баташевыми. Один из крупнейших в России, этот завод кормит по сути весь город.

Выкса – город небольшой, примерно 60 тысяч человек и, с точки зрения привлекательности для туристов не слишком примечательный. То ли дело соседний Муром – вот куда съезжаются автобусами, чтобы убедиться, что легендарный Илья Муромец и правда родился в городе изрядной красоты..

Поскольку у Выксы своего былинного богатыря нет, тут решили пойти по другому пути, родив достопримечательность прямо на глазах у жителей. Тот самый громадный завод, Объединенная металлургическая компания (ОМК), надумала превратить Выксу в центр современного искусства. При этом было решено, что искусство здесь в полном и прямом смысле слова должно принадлежать народу.

Так четыре года назад появился фестиваль новой городской культуры ART OVRAG. Одним из первых, кто приложил к нему руку – в буквальном смысле слова – стал известный художник Паша 183, которого по нашей любимой традиции прозвали «русским Бэнкси». Правда, американские друзья Паши теперь называют Бэнкси «русским Пашей». В первый же свой приезд Паша (настоящее имя «русского Бэнкси» - Павел Пухов) оставил городу множество своих выдумок. Паша ушел из жизни в прошлом году, не дожив трех месяцев до тридцатилетия, никто так и не узнал, что случилось с ним на самом деле, но то, что это теперь любимый художник выксунцев, - сомнений нет. Унылые городские пятиэтажки повеселели, запестрели боками – на торцах теперь огромные, во всю стену, граффити на самые разные темы – начиная с портрета Маяковского кончая «Сказкой о потерянном времени». А на берегу озера, где годами угрюмо торчали из земли некие бетоноконструкции, теперь – инсталляция из них, называется «Взгляд». Надо найти специальную точку, с которой вдруг нагромождение безликих бетонных штырей окажется человеческим лицом – Паша 183 каждую бетонную дуру разрисовал так, чтобы вместе они стали человеком.

В городском парке – огромном, слегка запущенном, а когда-то, при братьях Баташевых – роскошном французском чуде ландшафтного дизайна, три дня буйствует ART OVRAG. По всему парку – шатры, в шатрах – настолько необычное для города действо, что поначалу жители не решаются туда заходить. Зайдя – не хотят уходить даже когда им объясняют, что все закрывается. В одном шатре музей «Гараж» учит рисовать, в другом резвится шоу «Арт-еда» - мастера учат правильному мороженому, в третьем жонглируют, в четвертом поют. В сотне метров от парка руководитель московского Театра.doc Елена Гремина сочиняет с подростками монологи котов и кошек – пусть расскажут про своих хозяев.

Самое главное, по мысли организаторов, - чтобы жители почувствовали: это их праздник. И чтобы знали: это не просто праздник, который всегда с тобой, - это праздник, постепенно становящийся буднями. Останется граффити на стенах, никуда не денутся бывшие безликие бетонные сваи, все это вот прямо тут, по дороге из дома в школу или на работу, это теперь привычное, это – часть городского пейзажа. А очень скоро опять приедет Лена Гремина и проверит, не разучились ли ребята сочинять, а заодно придумает что-то новенькое. Город вбирает в себя искусство вне всякой табели о рангах. Здесь нет высоко и низкого. Выставка Паши 183, кстати, открылась в главном городском музее – бывшей усадьбе Баташевых, строгой, нарядной, почти пафосной. На стенах рядом с портретами дам с буклями и генералов с эполетами, героев войны 1812 года – городские фотографии, сумасшедшие видео уличного художника с цветистой фантазией.

В последний день по улицам города прошли гигантские насекомые – громадные, под музыку, разноцветные, дышащие паром. Это приехал знаменитый испанский уличный театр Sarruga. Выксунцы привели детей, столпились сами, но сказать, что вывалил весь город – нет, не скажешь. Не привыкли, побаиваются люди. «Нам бы известных артистов или спортсменов, рассказали бы что-нибудь, кино какое показали», - сказал молодой парень со скейтом под мышкой. «Да, нам бы попроще что-нибудь, что ли», - стесняясь, поддержала его подружка.

Наверное, прислушаться надо. К современному искусству, к его потреблению, к культуре его понимания и различения надо готовиться – это не «Утро в сосновом бору» и не «Легенда №17». Может, надо бы чуть более постепенно, а заодно и про известных артистов, кстати, тоже не забывать. Впрочем, впереди еще целый год – времени для новый фантазий достаточно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
868
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1165
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
911
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
746

Другие новости