0
2159
Газета Культура Интернет-версия

19.05.2014 00:01:00

Про постоянство временных вещей

Тэги: выставка, концептуализм, кабаковы, париж


выставка, концептуализм, кабаковы, париж Ангел воспарил над миром. Фото автора

«Странный город» соорудили в Гран-пале концептуалисты Илья и Эмилия Кабаковы, став первыми российскими художниками, которых монументально представила парижская выставка, ведущая отсчет с 2007 года. Прежде здесь уже показали Ансельма Кифера, Ричарда Серра, Кристиана Болтански, Аниша Капура и Даниеля Бюрена. Кабаковых могли бы увидеть еще год назад, но тогда из-за кризиса Monumenta пришлось отменить. Зато нынешний показ стал самым дорогим в истории смотра – бюджет выставки составляет около 4,5 млн евро, в проект вложились не только инициировавший Monumenta Минкульт Франции, но даже и России, и Департамент культуры Москвы – плюс спонсоры. Под ажурными колонками и стеклянным куполом Гран-пале Кабаковы поместили свой купол, руины триумфальной арки и белые павильоны. Курировали это директор парижского Музея современного искусства Жан-Юбер Мартен, который в 1980-х устроил первые в Западной Европе выставки Ильи Кабакова, и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

«Глаз, как известно, – это вынутый мозг», – говорит Ольга Свиблова, показывая на опрокинутый, под углом подвешенный купол, с которого начался «Странный город». Этот купол был создан для постановки в 2003 году в Бохуме оперы Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский». «Странный город» состоит преимущественно из уже известных работ и инсталляций, которые аранжируются в иной ансамбль с новыми смысловыми оттенками.

Окулюсом-глазом купол, звучащий и меняющий свет и цвет, смотрит на город, на семь белых павильонов за белыми стенами. Вход в «Странный город» предваряет руинированная триумфальная арка, такая же белая. Триумф, но полуразрушенный, подернутый дыханием времени, как многое из классического искусства, к которому адресует идея арки – и много что еще адресует в проекте концептуалиста. Триумф и руина – парадокс, триумф без видимого (привычных рельефов-комментариев) повода – тоже. Кабаков вообще строит свой город на пространственных и смысловых перевертышах. Ничего удивительного – это же утопия. Метафизическая материя. Недаром стерильная белая архитектура инсталляции напоминает молчаливые сооружения с картин Джорджо де Кирико, основателя метафизической живописи.

Снаружи этот город выглядит герметичным, он словно замкнут сам на себе, но входишь внутрь павильонов, каждый – как энергетический сгусток, отдельный мир, везде свои мотивы, и все они в итоге цепляются друг за друга. Вот отсылающий к «Утопическому городу Манас» на севере Тибета (и одновременно – к Венецианской биеннале 2007-го, где был показан) зал – восемь холмов со стоящими на их вершинах камерой-обскурой, чтобы общаться с внеземными культурами, центром космической энергии, постройкой для получения сигналов из ноосферы, а рядом, без всякого противоречия, холм с райскими садами. Манас живет разом в земном и небесном измерении, как и весь «Странный город». Поэтому в пандан к «Манасу» есть павильон с «Дверями» (теми самыми, что показывали в Пушкинском музее в 2008-м): стоят себе, соединяя воображаемое внешнее и внутреннее, частное и общественное, здешнее и тамошнее. И если будет павильон с «Центром космической энергии» (откликающимся и на «Манас», и на традиции русского космизма), так против него запросто вырастет другой, названный «Как встретить ангела». А раз в итоге путешествия появится «Белая капелла», рядом окажется капелла темная (в обеих – новые работы). В одной – как куски фресок или мозаик – по стенам бегут разрозненные, как пазл, фрагменты картин, изображающих советскую повседневность в понятной советскому человеку манере, довершенные заменяющим Страшный суд темным пятном. Во второй – напротив, огромные перевернутые картины с Ильей и Эмилией Кабаковыми, но только летопись нарушается то вкраплением тех самых сценок советской жизни, то белыми купюрами.

Пожалуй, инсталляция – один из самых полифоничных жанров, придуманных искусством XX века. «Тотальная инсталляция», с которой работает Илья Кабаков, не только объединяет разные жанры изобразительного искусства с архитектурой, но и зрителя превращает в участника драматургического действа. В центре всего – как еще мог поступить философски настроенный художник? – «Пустой музей» (проект 1993 года). Искусство как эфемерная конструкция, живущая в голове.

Кабаковы обращаются с пространством как с временной протяженностью, время тут переживается как творческая длительность, как созидание – это время уже как категория «философии жизни» Анри Бергсона. Они городят инсталляцию, как на качелях лавируя между низким и высоким, будничным и сакральным, и чтоб встретить ангела, кабаковский персонаж взберется вверх (не навернется ли, как Икар?..), на башню, наклоненную и как татлинская башня Третьего Интернационала, и как трибуна Эль Лисицкого – чтоб вырваться из будничного, как стремился знаменитый кабаковский «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» (по иронии судьбы приземлился он в Центре Помпиду). Жест тянущихся друг к другу рук героя и ангела – тоже переосмысление традиции: там, где у Микеланджело Бог вдыхал жизнь в Адама, у Кабакова маленький человек тянется к тому, кто может (как кажется ему) помочь. Высокое, по Кабакову, растет из быта, из сора – потому неподалеку ангел спустится и парит под табуреткой, под которой уместится свой космос с речкой и домами. И уже не кажется странным, когда, подыгрывая выставке, погода капризничает и то заливает Гран-пале солнцем, то напускает по его крыше барабанить дождь – тогда огромное пространство в 13,5 тыс. кв. м будто схлопывается, словно сидишь на даче, и это там уютно дождь стучится в крышу.

Гран-пале строился как временное сооружение для Всемирной выставки 1900 года и стал одним из символов Парижа. Нынешние павильоны Кабаковых тоже – временные, их разберут после 22 июня. Было бы логично, если бы «Странный город» в конце концов остался или хотя бы был показан в России. Про это, однако, пока не слышно. Фундамент «Странного города» замешен на советском контексте, но художники попутно отвешивают поклоны искусству разных эпох вплоть и созвучной Ренессансу мечте об идеальном городе, и проект разрастается до универсальных обобщений. О постоянстве временных вещей. О парадоксе вдохновения. О творческих порывах, между которыми, как между станциями, идет поезд жизни.

Париж–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
744
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
881
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1174
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
796

Другие новости