В афише прошедшей «Золотой маски» один спектакль Льва Додина, его Малого драматического театра – Театра Европы, соревновался с другим его спектаклем. Впору вспомнить давнее стихотворение Вознесенского: «Завидую тебе, орел двуглавый, ты можешь сам с собой поговорить». Додину не скучно беседовать с собой, ведь его собеседники – не только он сам, но его актеры; за прошедшие без малого 30 лет, что он руководит Малым драматическим театром, конечно, потери неизбежны – иных уж нет, а те далече, потери всегда горькие, обидные, но команда – с ним по-прежнему.
Додин – из тех, кого можно и нужно назвать режиссером-легендой, ведь он поставил за свою жизнь не один, а сразу несколько легендарных спектаклей. Трудно спорить с легендой, с легендой невозможно состязаться, а Додин ежедневно, можно сказать, спорит с живыми легендами, потому что его легендарные спектакли «Братья и сестры», «Дом» по-прежнему живы, их играют, в это невозможно поверить, но его актеры – те же – по-прежнему играют тех же героев, опровергая какие-то естественные законы природы, сцена тоже не все выдерживает, а в спектаклях Льва Додина энергии, запаса прочности оказалось вот сколько – на 30 лет вперед.
Другие вспомнят те спектакли, что уже не идут, – «Господ Головлевых» со Смоктуновским и целой компанией гениальных, великих актеров, «Кроткую» с Олегом Борисовым...
Додин ставит спектакли, интонации которых звенят в ушах и спустя десятилетия, то есть живы были бы актеры, не развалился бы МХАТ, и они бы, можно предположить, были бы живы, эти его легендарные спектакли. Они продолжают жизнь в памяти зрителей.
Додин – из тех, кто не стесняется повторять о своей верности системе Станиславского, театру-дому, русскому психологическому театру и своим опытом, своей жизнью актуальность, жизненность этих понятий утверждает.
«НГ»