Кристина Кретова – мисс Виртуозность. Фото Стаса Левшина
В Санкт-Петербурге в тринадцатый раз прошел Международный фестиваль балета DANCE OPEN. В 2001-м он начинался как серия мастер-классов ведущих педагогов Академии имени Вагановой для молодых дарований со всех концов мира (за минувшие годы в них приняло участие более 700 студентов из 18 стран) и со временем превратился в крупный балетный форум, входящий, по версии авторитетного британского издания Independent, в десятку наиболее влиятельных фестивалей Европы. В 2014-м впервые все афишные события DANCE OPEN прошли на легендарной сцене Александринского театра.
Декларируемая в названии открытость проявляется не только в соединении академизма и новаторства, разнообразии представленных школ и танцевальной техники, не только в расширенном формате образовательной программы, наряду с мастер-классами включающей выступление в студенческом концерте, экскурсии в Эрмитаж и многое другое, но и в том, что организаторы отважно монтируют сугубо профессиональное с откровенным гламуром (церемония вручения учрежденной в 2010 году в рамках фестиваля премии признана одним из самых статусных событий петербургского светского сезона). А между этими полюсами – открытая всем ветрам фестивальная афиша, в этом году акцентировавшая внимание на современной хореографии. Три вечера: зажигательные американцы Complexions Contemporary Ballet, балет Беарица с наивной попыткой его руководителя Тьерри Маландена трактовать музыку П.И. Чайковского к «Спящей красавице», «Лебединому озеру» и «Щелкунчику» и истинная жемчужина DANCE OPEN-2014 – программа одноактных балетов живого классика Ханса ван Манена (Национальный балет Нидерландов), включавшая его шедевры разных лет, в том числе и свежую амстердамскую премьеру «Танцы с арфой». В традиционном заключительном гала-концерте звезд мирового балета классика соседствовала с современностью и никто не чувствовал себя ущемленным. Особое оживление в зале вызвали специальные гости фестиваля – фламенко от дуэта Entredos и ошеломившие виртуозностью американские рокеры Эдриан Кантерна, Джеймс Бойд, Анджело Корриган, Роберт Николсон и Тимоти Олсон. С любопытством ждали и обещанный организаторами сюрприз – мировую премьеру гран-па «Электрик» из балета «Синяя борода». Ждали, как всегда ждут встречи с вновь обретенным сокровищем, ибо произнесено волшебное слово «реконструкция». Балет, созданный Мариусом Петипа в 1896 году к собственному бенефису, тогдашняя критика встретила без энтузиазма. Тем не менее он продержался в репертуаре Мариинского театра до революции, а затем канул в Лету. Визуальный образ спектакля по сохранившимся фотографиям и эскизам действительно постарались восстановить. Хореография же утрачена безвозвратно. Если верить мнению современника, утверждавшего, что «с неинтересной программой и музыкой «Синей бороды» и могучий талант М.И. Петипа не мог создать многого», то оно и к лучшему. Так или иначе, но автор нынешней версии, художественный руководитель фестиваля Василий Медведев дал возможность исполнителям Кристине Кретовой и Семену Чудину продемонстрировать свои сильные стороны, за что солисты Большого театра пару часов спустя и получили премии DANCE OPEN в номинациях «Мисс Виртуозность» и «Мистер Виртуозность». Торжественная церемония награждения по традиции прошла в Мраморном зале Российского этнографического музея. Каждый лауреат получил уникальный приз – хрустальную реплику скульптуры, созданной в 1913 году Борисом Фредманом-Клюзелем со слепка ноги Анны Павловой. Анютиной ножки в номинации «Мисс Выразительность» удостоилась солистка Американского балетного театра Мисти Копланд – балерина-атлетка, за скрипку и за музыканта выложившаяся в номере Марсело Гомеса «Паганини». Премьер Мариинского театра Владимир Шкляров, хоть и выступил не в самой выигрышной для себя партии в Классическом па-де-де Джорджа Баланчина, «Мистером Выразительность» все же стал. Лучшим дуэтом признали солистку Лондонского Королевского балета и Берлинского балета Яну Саленко и артиста-гастролера Джозефа Гатти, исполнивших па д'эсклав из «Корсара». А Гран-при жюри во главе с Хансом ван Маненом присудило приме-балерине Национального балета Нидерландов Анне Цыганковой: в дуэте с Мэтью Голдингом она открывала гала-концерт в номере Хосе Мартинеса Delibes suite. Жаль, что премии не досталось высококлассной паре солистов Королевского балета Мелиссе Хэмилтон и Эрику Андервуду, которые блеснули в Raven girl Уэйна Макгрегора. Зато зрительских симпатий хватило на двоих: хрустальная пара ушла Реми Вортмейеру (Национальный балет Нидерландов) за симпатичный номер собственного сочинения и Йоэлю Кареньо (Норвежский национальный балет), во всех отношениях свободно истолковавшему хореографию Агриппины Вагановой в знаменитом па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда».
Санкт-Петербург–Москва