0
3026
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2014 00:01:00

Живые и павшие

Тэги: театр, таганка, юрий любимов, премьера


театр, таганка, юрий любимов, премьера Они сражались за Свободу. Фото РИА Новости

Юбилей любимовской Таганки в конце минувшей недели отметили широко, но, к сожалению, без самого Юрия Петровича Любимова. В Театре им. Евг. Вахтангова прошла международная конференция, в которой приняли участие бывший директор Авиньонского фестиваля Бернар Февр д’Арсье, японский режиссер Тадаси Судзуки, греческий Теодорос Терзопулос и наш Анатолий Васильев. Вечером там же юбилею Таганки посвятили очередных «Бесов», а на следующий вечер в Большом театре – «Князя Игоря». От имени Любимова собравшихся на конференцию поблагодарила его жена Каталин, его отсутствие она объяснила недомоганием.

Организаторами официальных торжеств стали Международная конфедерация театральных союзов, Департамент культуры Москвы, Министерство культуры и два театра – Вахтанговский и Большой. Основания ждать Любимова у них были. Что касается театра, где полвека назад впервые сыграли «Доброго человека из Сезуана», – Любимов своего мнения не изменил, поставив точку в своих с ним отношениях. Но сердцу, как известно, не прикажешь, и 23 апреля на Таганке сыграли премьеру поэтического представления «Таганский фронт». Вернее – поэтической мистерии. Вообще с нагрузкой, на эту премьеру возложенную, обычному человеку не по силам справиться. Программку сложили кубиком, и на каждой его стороне, и снаружи, и внутри, – натыкаешься на новые и новые амбиции авторов. Поэтическое представление тут же «подкрепляется» тем, что автор и режиссер-постановщик, поэт и артист Влад Маленко трудился, оказывается, над поэтической мистерией. Далее выясняется, что «Таганский фронт» «открывает страницу Бронзового века отечественной культуры… С кем, куда и зачем идти – на Таганке сегодня готовы ответить на этот вопрос». И тут же – уже другим шрифтом: «ключевое слово во всем, что мы делаем, – Любовь». А по соседству режиссер и автор объясняет, что «наш спектакль – это письма павшим и живым солдатам Таганки, это рассказ про Свободу, у которой есть границы для того, чтобы носить высокое звание Свободы. «Таганский фронт» – футуристическая фантазия – сражение не «против», это сражение «за» – за традиции подлинной культуры. Культуры Пушкина, Маяковского, Блока, Бродского, Мейерхольда, Брехта, Чехова. За напряжение света, движение и любовь…» Это не все, но точку пора поставить. В конце концов не всегда следует читать, что говорят авторы и режиссеры о своих пьесах и спектаклях, иногда полезно закрыть на все это глаза, пренебречь и попробовать воспринять происходящее на сцене ничем не замутненным взглядом.

Ничем не замутненным – не получается. Все-таки, когда слышишь хорошо поставленные голоса актеров Таганки (в этом спектакле особенно выделяется альтовый тембр Татьяны Сидоренко, той самой, кстати, которая так много сил потратила на борьбу с выставками и спектаклями «Группы юбилейного года»), хочется, чтобы исполнению соответствовало и содержание. На Таганке, хорошо помнят зрители этого театра со стажем, умеют читать стихи, как, наверное, ни в одном другом московском театре. Кто-то помнит «Антимиры» Вознесенского, кто-то – «Павших и живых», кто-то «Маленькие трагедии» и «Бориса Годунова».

В «Таганском фронте», как, кроме упомянутого прочего, тоже обещает «программный кубик», вспоминают всех ушедших товарищей и мастеров, всех до единого, и поднимают заздравные чаши за живых. В «Таганском фронте» не ругаются матом, не ругают власть, нет представителей секс-меньшинств и много чего еще, за что сегодня ругают театры вообще, а не так давно – и Театр на Таганке, в частности. Хотя театр от всех этих обвинений и подозрений поспешил откреститься. Звучат голоса Таганки, называют и, можно сказать, клянутся иконами Таганки, но Таганки, той, ради которой сюда стремились на протяжении пусть не полувека, но все-таки десятилетий, – ее в этом спектакле нет. Очень трудно эти ощущения облечь в слова, потому что в театре, как ни крути, остаются вещи трудно формулируемые. Проще всего рассказать, что Маленко сидел там, где раньше сидел Любимов. Любимов дирижировал своим волшебным фонариком, а Маленко пытался руководить происходящим на сцене с помощью настольной лампы, которую время от времени зажигал и направлял свет на сцену или на себя и энергично взмахивал руками. Взбадривал он всех, невзирая, как говорится, на лица, в том числе – и когда запел финальную песню Юрий Шевчук. Без улыбки смотреть на это было невозможно.

«Хотите развлекаться? На Таганке думают люди!» – кричал Арс-Пегас, высунувшись из окошка, которое теперь на черной глухой стене в фойе Театра на Таганке закрыто пятым портретом – Любимова. А в этом спектакле – много слов, много рифм, а подумать – особо не о чем. Все уже заранее разложено по полочкам, как в басне, на плохих и хороших, на павших и живых. Пока всем по серьгам не раздали, не закончили… Актеры выходили, уходили, говорили, молчали – словом, очень все было похоже на старую Таганку. Единственное, чего в этом не было, чего не хватало – Таганки. Может, потому, что театр – не каталог, где важно никого не упустить, ни павших, ни живых?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
486
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
603
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
514
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
418

Другие новости