0
4347
Газета Культура Интернет-версия

10.04.2014 00:01:00

Торжество современной упаковки

Тэги: театральный фестиваль, золотая маска, новосибирск


театральный фестиваль, золотая маска, новосибирск В эпоху Facebook даже объяснение в любви тут же становится достоянием общественности. Фото с официального сайта театра

Слава об «Онегине» новосибирского театра «Красный факел» дошла до столицы задолго до приезда его в Москву на фестиваль «Золотая маска». Спектакль режиссера Тимофея Кулябина выдвинут в пяти номинациях. В Москве его сыграли в понедельник в Театре имени Пушкина.

О том, что «Онегин» новосибирского театра «Красный факел» – спектакль уникальный, требующий особого внимания, стало понятно, когда в афише недавно прошедшего Пушкинского фестиваля во Пскове была заявлена лекция известного критика, которая так и называлась: «Онегин» Тимофея Кулябина как пример современного театра».

На афише – ограничение по возрасту «18+», сомнения в выборе именно этого ценза развеиваются в самые первые минуты, когда к усталому от развлечений жизни Онегину (Павел Поляков) по ночам приходят завернутые в простыню девушки. Три ночи – три красавицы-нимфы, которых, впрочем, не успевает рассмотреть ни Онегин, ни публика. Остается радоваться громким стонам и вздохам, исполненным, вероятно, по служебной необходимости. Закадровый голос объясняет происходящее строчками «Евгения Онегина»: «…Страстей игру мы знали оба;/ Томила жизнь обоих нас;/ В обоих сердца жар угас;/ Обоих ожидала злоба/ Слепой Фортуны и людей/ На самом утре наших дней». В программке об этом сказано так: строфы читает Игорь Белозеров. Хорошо читает, с онегинской интонацией – с угасшим жаром сердца. При этом – внятно. Когда начинают что-то говорить сами актеры, слов часто не разобрать. Но режиссер, спасибо ему, этим не злоупотребляет. Его герои, можно предположить, этакие архетипы или даже манекены Онегина, Ленского, Ольги, Татьяны – важны не лица, а маски. Неудивительно, что одна из самых запоминающихся и пользующихся успехом сцен – когда на экране, на обнаруженной Татьяной кинопленке, Онегин своими словами, совсем не пушкинским стихом, рассказывает о том, о сем, про чей-то пост в Facebook… Публика этому почти окончательному расставанию актера с текстом и почти окончательному его сближению со зрителями радуется как дети.

Все происходит в среднестатистическом павильоне, огороженном темно-серыми стенами с трех сторон, без живого видео, конечно, современный спектакль никак не может обойтись, и потому время от времени мы видим Онегина и тех, кто попадает под камеру, повешенную над его письменным столом, на небольшом экране. Сверху. И женщины, которые навещали Онегина, тоже все были сверху! В этой повторяемости режиссерского решения, вероятно, кроется какая-то мысль, однако прочесть ее мне не удалось.

Спектакль Тимофея Кулябина не лишен тем не менее ни мысли, ни обаяния. Он, несмотря на почти навязчивую повторяемость некоторых подробностей, с ежедневными онегинскими завтраками и танцами на балах, не дает заскучать. Режиссер очень точно тем самым находит решение для пушкинских слов, которыми он определяет жизнь своего героя: она однообразна и пестра. Так и есть. Лицо героя, выбор Павла Полякова на роль Онегина, кажется даже очень интересным. И Ленского (Сергей Богомолов) – молодого, подвижного, простодушного – в этой истории по-настоящему жалко, тем более что дуэль – на пистолетах ПМ – режиссер выстраивает подробно и всерьез. В других случаях, конечно, трудно было отказаться от перевертышей: к тому моменту, когда «за кадром» об Ольге говорят, что она «всегда скромна», зал отзывается смехом. Ну, может, чуть поскромней тех девушек, что ходили до того к Онегину… Когда Татьяна просит перо-бумагу, няня перед ней кладет сразу целую пачку. Зачем? Получается, для смеха. Письмо-то длиннее не становится, причем Татьяна (Дарья Емельянова) скоро с бумаги переходит на столешницу и начинает выцарапывать письмо карандашом прямо по дереву. А Онегин тут же читает его – на экране своего лэптопа. Такая вот транспарентность. Но, начав не соглашаться с некоторой бессмысленностью тех или других решений, когда, кроме иронии, других резонов не найти, тут же готов самого себя одернуть: как пройти мимо здешней Татьяны, которая вправду, точно по Пушкину, в этом доме – посторонняя, другая, дикая, во всяком случае – диковатая, нелюдимая. Странная девочка, обезумевшая от нежданной любви к столичному Чайльд Гарольду.

Временами складывается впечатление, что режиссер побаивается пушкинского текста, ему и выбранной дистанции – с «закадровым» текстом – кажется мало, и тогда он гостям на именинах Татьяны вкладывает в уста пожелания «наших дней», впрочем, больше даже – вчерашние-позавчерашние: «Танечка! Что пожелать тебе не знаю, ты только начинаешь жить…» Татьяна слушает-слушает и убегает от них, застольных пошляков. То есть и тут, отдаляясь от Пушкина, режиссер как бы догоняет автора с другой стороны. Или это Пушкин настигает его.

Не сразу понятно, что за белый порошок бесконечно кругом себя рассыпает Ленский. Нафталин, может быть? Или – мука с той мельницы, у которой будет убит? Черт их знает, а выглядит, конечно, красиво: скачет через стул, накануне дуэли, раз и два, и третий, четвертый, подталкиваемый здешним Зарецким, который получает и право на слово, и на полноценную, совсем не проходную роль (Георгий Болонев). Прыгает и пылит, пылит… Глядишь, миг спустя и сам обратится в прах (художник – Олег Головко). Глядя на эти повторяющиеся прыжки, неминуемо вспоминаешь Някрошюса. Но кто ж у нас не обольщался яркими метафорами литовского гения?!  

В финале на сцену выкатывают черную человеческую фигуру, которая, когда Онегин включает на полную мощность сильный ветродуй, оказывается собранной из металлической проволоки, а заполненной – черным пеплом, вероятно, всем, что осталось от «Евгения Онегина». Несколько минут – и фигура опустошена. Был и – нету. Лишний же был. Не жалко. А трюк – красивый, но прочитываемый в первые же секунды. Дальше – только красиво, чего в театре – прежде считалось – недостаточно. А в этом спектакле просчитываемо очень многое, если не все, с первого взгляда на сцену уже знаешь, что обязательно что-то сейчас покажут на экране и обязательно будет кусок, где стихи перескажут своими словами и будет в зале много смеха. А особенно смешно, конечно, когда Онегин вспомнил про чей-то пост в Facebook.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
499
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
515
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
538
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
619

Другие новости