0
2159
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2014 00:01:00

Не подсластили пилюлю

Тэги: театр, фестиваль, золотая маска


театр, фестиваль, золотая маска В каталожных ящиках – прожитые жизни. Фото Игоря Уманского с официального сайта фестиваля «Золотая маска»

Внутри фестиваля «Золотая маска» много разных специальных программ. Russian Case, «Золотая маска» в городе», «Маска+»… Среди них – «Новая пьеса», занявшая место растворившегося в прошлом фестиваля «Новая драма». В этом году удалось собрать большую программу со всего света, в афише сошлись спектакли из Вильнюса, Сан-Франциско, Херсона, Абакана, Ташкента. Из Тюмени приехал Молодежный театр «Ангажемент» с документальным спектаклем «Записки на «сгущенке». Клавдия».

Перед каждым спектаклем к публике выходит худрук «Ангажемента» Леонид Окунев. О театре «Ангажемент» в столице, может быть, слышали немногие, а Окунева узнают сразу – он много снимается в кино, играл штабс-капитана Снегирева в сериале «Братья Карамазовы», Паниковского в недавнем «Золотом теленке». Лицо запоминающееся. Персонаж. Характер. Но тут он выходит, чтобы сказать несколько слов «от себя», с альбомом в руках. Несколько слов – о подлинности. Слов, записок, «сгущенки». О том, что это – невеселая, даже тяжелая история. После, если будет желание, мы готовы выслушать каждого из вас, говорит Окунев. Еще говорит, что это – воспоминания его тетки, которую звали Клавдия и которая много лет писала дневник на упаковочных лентах «Молока сгущенного с сахаром», склеивая их, чтобы получилось подобие стандартного листа бумаги… «Вербатим», документальный театр, углубляясь в Россию, лишь набирает силу, а не бледнеет и теряет вкус, как залитая по третьему-четвертому разу заварка (речь – о черном, не о зеленом чае!). Окунев бережно, с нежностью, точно обращенной все еще к живому человеку, перелистывает страницы альбома-дневника, показывает, но в зал – в чужие руки – не передает.

Все, что будет дальше, все – настоящее, все правда, публику не дурят выдуманными ужасами и сфантазированными страстями. Важно ли это? Трудно сказать – ведь когда зрители вдруг утирают слезы на «Оскаре и Розовой даме», они на время забывают, что это – пьеса, театр. «Оскар и Розовая дама» упомянуты не случайно, поскольку и в жизнь Клавдии однажды тоже входит смертельный недуг и большая часть ее истории и истории ее семьи, детей – болезнь и смерть. Расписанные по часам последние месяцы, коротко, почти телеграфно описанные Галиной (Екатериной Душиной). Клавдия шаг за шагом, слово за слово, день за днем уходит, отступая в прошлое, в историю семьи, впрочем – и в историю России тоже, а ее место заступают другие, дети, внуки… Такой вот «Наш городок» Уайлдера на русский манер и в документальных подробностях. Война, «доблестный труд в Великой Отечественной войне», в тылу, потом – 70-е, потом – почти уже наши дни. Режиссер Олеся Невмержицкая смело соединила то, что в жизни, в театре давно уж развели в разные стороны, – театр документальный и свидетельский, в ее спектакле в стороне от других сидит самая настоящая Галина или Татьяна – тут уже и не важно – и читает псалтирь, тихо, не педалируя эту религиозную сторону истории. И работа с актерами – такая же тонкая, игра – без ажитации, точно не стали реставрировать и пытаться вернуть первоначальный цвет чуть выцветшим от времени строчкам.

На сцене, можно сказать, во всю ее длину, поставлены библиотечно-архивные шкафы с каталожными ящичками (художник – Светлана Лихошерстова), с которыми режиссер обращается вольно, которые то становятся преградой на пути героев, то позволяют героине покачаться «на волнах своей памяти». Ящики точно живут собственной жизнью, но то и дело вмешиваются в жизнь живых – прошлое наступает нам на пятки. Или, как говорит Бабушка Тиль в «Синей птице», «всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас...». Каталожные ящики упорядочивают и организуют в пространстве сотни, может быть, тысячи метров текста, семейной истории, записанной в дневниках одной семьи.

Война – глядя из глубокого тыла, записанная девочкой, девушкой, которая не понимает – вернется к ней ее боец, станет ли женихом и мужем? Петр, муж Клавдии (Денис Юдин), пишет письмо в роддом – настоящее, причем настоящее вовсе не потому, что нас, зрителей, успели предупредить, что ничего ненастоящего, сочиненного в спектакле не будет. Ведь и документальную историю легко испортить неверной фальшивой нотой, но тут таких не было, – впрочем, может, как раз потому, что за всем происходящим строго следят из зала всегда присутствующие и по ту, и по эту сторону «родные и близкие».

Спектакль начинается с долгих фрагментов семейной кинохроники. Любительская съемка, кажется, чуть-чуть разбавленная картинами дороги, – туда-сюда, подпрыгивая на ухабах, то вылезая из колеи, то в нее возвращаясь. Вот она – Клавдия, вот – Галина, Татьяна, Петр, Василий… Они или – наверное, они. Кто ж еще? Видео становится уже бедой нашего театра, молодые режиссеры, а за ними и те, кто постарше и опытнее, как будто спешат подкрепить свои режиссерские идеи экраном и какою-нибудь подвижной картинкой. Редко когда убедительной, чаще – нет. Здесь, показалось, видео мало что добавляет к тому, что потом рассказано было и сыграно. Но когда хорошо, цепляться за мелочи особого желания нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1325
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
941
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1098
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1110

Другие новости