Фото Натальи Исаевой
Никогда еще в «НГ» не публиковалось таких пространных текстов, таких конституций, которые могли бы многое, думается, переменить – во всяком случае, в московском театре. И которая, судя по событиям последнего времени, не будет принята и реализована. Речь – о проекте Анатолия Васильева, выдающегося режиссера и педагога, который создал в конце 80-х в Москве театр «Школа драматического искусства», потом, в дополнение к родовому подвалу на Поварской построили новое здание театра на Сретенке, Васильев – один из авторов проекта этого здания. Потом вдруг было принято решение, что театр как-то мало выпускает спектаклей и Васильева лишили права быть директором созданного им театра, потом он отказался и от должности художественного руководителя и покинул Москву и Россию. Уехал во Францию, там оказался нужен. Преподавал, показывал свои работы в Авиньоне. Потом руководить московской культурой был назначен Сергей Капков и среди первых своих забот объявил возвращение Васильева на родину. В эфире «Эха Москвы» 8 октября 2011 года состоялся такой диалог:
«К.ЛАРИНА: Я вам предлагаю войти в историю, Сергей.
С.КАПКОВ: Вернуть Васильева!
К.ЛАРИНА: Да!
С.КАПКОВ: А мы, я уверен, что в течение месяца с Анатолием Александровичем обязательно увидимся. И я постараюсь сделать ему предложение, чтобы он вернулся в Москву. Потому что, конечно, Васильев – великий театральный человек». Через несколько дней Капков заявил: «Это не он хочет вернуться, это мы его уговариваем», - добавив, что московские власти "взяли месяц на размышления", и этот месяц истекает через 28 дней, то есть 15-го ноября. Шел 2011 год.
Документ доступен для загрузки в формате pdf |
В декабре того же года впервые возникли эти слова, на официальном сайте департамента культуры: «Стороны объявили о готовности совместной работы над новым московским проектом Васильева под названием «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра», - сказала Шерменева (тогда – замруководителя департамента культуры Москвы. – Ред.). По ее словам, это будет не театр, а научно-исследовательский центр, школа-лаборатория».
Тут же вспоминаются гоголевские слова про театр, который «ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Такое отношение к театру – конечно, васильевское.
В апреле прошлого года Сергей Капков снова был в эфире «Эха Москвы» и сказал: «Через год-полтора Анатолий Александрович Васильев уже переберется в Москву как большой театральный деятель, у него будет свое место, своя лаборатория». Он подчеркнул, что Анатолий Васильев вернется не в Театр на Сретенке, построенный по проекту Васильева и художника Игоря Попова, а в помещение на Поварской, где в 1987 году возник театр «Школа драматического искусства». Но сначала это пространство будет реконструировано для новой лаборатории Васильева. Анатолий Александрович «нарисовал проект, как он видит ее. Мы этот проект оплатили. Сейчас мы поймем, какая сумма нужна на его реализацию», - сказал глава Департамента культуры. Свой проект Васильев представил в феврале, ровно год назад.
В декабре в очередном интервью на «Эхе…» Сергей Александрович признался, что «мы пока не можем найти консенсус, как Анатолию Александровичу возвращаться. Его планы по возвращению в те исторические здания на Поварской подразумевают, что там надо всё сломать, переделать.Сейчас уже закон не позволяет это делать, потому что эти помещения в жилом здании. И на это надо 190 млн. рублей. Он не хочет возвращаться ни на одну театральную площадку, он хочет создавать новую театральную лабораторию, даже больше это похоже на высшее учебное заведение - что не в функциях города, - которое надо финансировать еще в объеме более сотни миллионов рублей. Мы такие переговоры ведем. Я Анатолию Александровичу пытаюсь через своих людей объяснить, что как-то надо здесь идти друг навстречу другу. Я думаю, что мы в следующем году опят будем договариваться. Мне очень неудобно перед ним. Но тот творческий объем идей, которые он сформулировал, мы не можем реализовать, у нас нет ни юридических, ни финансовых таких возможностей».
Проект отклонен. Но даже поверхностное с ним знакомство открывает какие-то новые и широкие горизонты, расширяет представления о том, каким может быть театр в XXI веке. Хочется поделиться им с читателями «НГ», а за саму возможность ознакомиться с проектом – поблагодарить А.А.Васильева.