0
2663
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2014 00:01:00

Трагедия у очага и на вершине маяка

Тэги: мариинский театр, опера, премьера


мариинский театр, опера, премьера Анна Нетребко вновь покорила публику Мариинки. Фото с официального сайта театра

Мариинский театр одну за другой выпустил две оперные премьеры. Василий Бархатов адаптировал к новой сцене (Мариинка-2) вердиевского «Отелло», что был поставлен еще в 2007 году, но выдержал всего несколько представлений. Другой шедевр Верди – оперу «Трубадур» – инсценировал итальянский режиссер Пьер Луиджи Пицци, главную партию в премьерном спектакле пела Анна Нетребко. 

Постановки Пьера Луиджи Пицци, титулованного итальянского режиссера и сценографа, отличают в первую очередь максимальное внимание к певцам: их свобода и удобство не ограничиваются, при этом – что как раз демонстрирует его постановка «Сомнамбулы» Беллини в Большом театре – Пицци умеет создать поэтичную романтическую атмосферу на сцене. Даже его Россия, куда перенесено действие той же «Сомнамбулы», совсем не «немытая», а волшебная – если б не березки, наши широты в сиреневом сиянии рассвета  опознать было бы весьма затруднительно. В «Трубадуре», правда, его умеренный стиль превратился в минимализм, причем довольно банальный: опера трагическая – значит, красное на черном, девушка влюблена – значит, платье белое, умрет в финале – облачаем героиню в черное. Место действия обозначается весьма условно: одинокая кровать, три деревца, тюремная решетка или пылающий очаг. Цыганский табор словно в преисподней – на нижнем уровне технически оснащенной (грех не воспользоваться) сцены Мариинки-2. Все это имело бы место быть, если бы режиссер смог воплотить свой замысел, обозначенный в буклете. Оказывается, затевалась самая настоящая психологическая драма, развязанная руками интриганки Азучены, умело манипулировавшей сыном в целях отомстить семейству ди Луна за смерть матери. Но чтобы эту захватывающую драму воплотить на сцене, нужны мастера психологического театра, а не декоративного. Или Пицци просто не хватило времени – что, учитывая темпы работы в Мариинке, совсем не маловероятно. Так что зрителям осталось наслаждаться Нетребко, которая блестяще отработала все самые заковыристые фрагменты вердиевской партитуры, а после второй арии заставила зал несколько минут аплодировать. Партия старой цыганки Екатерине Семенчук, певице и актрисе очень эмоциональной, подошла как нельзя лучше. Ованес Айвазян, приглашенный из Еревана, в знаменитой кабалетте, по которой, собственно, публика и определяет готовность тенора к партии Манрико, сорвался на крик. Владислав Сулимский, крепкий орешек, страстного графа ди Луну спел основательно, а на следующий день уже вышел с партией Макбета в одноименной опере Верди и, кстати, с не менее знаменитой партнершей: Леди Макбет пела Людмила Монастырская, на сегодняшний день одна из самых востребованных вердиевских певиц в мире. 

В «Отелло» ставку делали на Сергея Антоненко, тенора из Латвии, что в роли мавра блеснул уже на самых крупных сценах мира, в том числе в Зальцбурге. Это чувствуется: партия сделана безупречно, до самых мельчайших деталей. Так что оставалось войти в образ – и дело сделано, тем более что Василий Бархатов предполагает здесь что-то вроде неотесанного простака, попавшего благодаря своему бесстрашию и героизму в высшие эшелоны – и власти, и социальной лестницы. Как ни старайся, ему не сократить невидимой пропасти между ним и супругой – европейской аристократкой, не кроткой – но эмансипированной и самостоятельной, но, на беду, очень любящей и доверчивой женщины (Оксана Шилова). Яго (феерический дебют молодого солиста Екатеринбургского оперного театра) – карьерист, не тот, кого точит ненависть и злоба, кто приходит в бешенство от якобы несправедливости по отношению к себе, – напротив, человек с крайне трезвым умом и холодным сердцем. Он, скажем, в мгновение ока оборачивает ситуацию в свою пользу, принося (вообще-то гнусную) клятву, впуская в кабинет Отелло несчастных вдов, что сутки ждали приема у генерала, так что превратился просто в образец человека чести. Бархатов вместе с художником Зиновием Марголиным, конечно, воспользовались безграничными возможностями механизмов сцены. Сцена бури, которую до сих пор зрители могли наблюдать лишь глазами киприотов (и, конечно, «глазами» Верди, благо у композитора написана исполинская картина ненастья, устрашающая, мощная), теперь была показана воочию. Постепенно поднималась подземная часть сцены и открывался трюм корабля, где снуют застигнутые врасплох матросы. Правда, режиссер перестарался: в этом же трюме среди мертвых тел как раз устроили веселую пьянку, где Яго начал осуществлять свой план. Идея с маяком, у подножия которого и разыгрывается вся драма, оказывается простой, но очень точной, несколько деталей – утлая лодчонка на берегу – приют счастливых супругов, кабинет с крепкой дубовой мебелью в пандан характеру ее обладателя, и создается нужная атмосфера. Контрастной светлому оформлению первых действий  становится абсолютно черная спальня Дездемоны, чью траурную печать прорезают только цветные платья из сундука, что она буквально впихивает подружкам. И в финале – пронзительная сцена на вершине маяка, где в черноте и безысходности ночи вершится трагедия Отелло и Дездемоны.  

Санкт-Петербург – Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1077
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
555
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3098
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2457

Другие новости