Приключения фарфорового кролика полны опасностей. Фото с официального сайта театра
МХТ имени Чехова можно уже назвать лидером по количеству и качеству детских спектаклей. К идущим на основной сцене театра «Коньку-Горбунку» и «Белоснежке...» недавно добавился еще один – на Малой сцене молодой режиссер Глеб Черепанов поставил спектакль о путешествии кролика Эдварда.
В книге американской писательницы Кейт Ди Камилло про путешествие кролика Эдварда иллюстрации явно отсылают читателей в какие-то далекие-далекие времена, не допотопные, но лет на 100 назад, и сам кролик Эдвард, игрушка, напоминает те, которые сегодня можно встретить на музейной витрине среди других старинных фарфоровых кукол. Между тем с фотографий смотрит женщина улыбчивая и молодая, сказочница нашего времени, когда деловые и эмансипированные мамаши берутся за сочинение книжек с тою же деловитостью и знанием дела, как до того или несколько позже – за приготовление еды по рецепту, который прозвучал в кулинарной передаче. Их полно у нас, полно и на американском телевидении. Так что в книге можно было подозревать плохо скрытые идеи американских феминисток, готовых до самозабвения бороться за свои права.
Нет этого в книге, нет и в спектакле, который на Малой сцене МХТ поставил молодой режиссер Глеб Черепанов. Актеры, почти все, – из тех, кого можно назвать «табаковским призывом», кто пополнил труппу Художественного театра за последние годы: Ольга Литвинова, Мария Зорина, Мария Сокова, с одним исключением – сразу несколько ролей (как многие в этом спектакле) досталось Полине Медведевой, читая биографию которой, несмотря на ее еще не очевидную зрелость, точно окунаешься в далекую историю давно потонувшей Атлантиды – театра, которого нет. Она играла в «Кроткой» Додина бессловесную роль героини, ввелась на роль Валентины в ефремовский спектакль «Валентин и Валентина», сыграла в «Эшелоне», который ставил Эфрос, в 1985 году ввелась в «Трех сестер», давно состарившийся спектакль Немировича-Данченко, а потом ту же роль сыграла в «Трех сестрах» Ефремова, в дуэте с Гвоздицким играла в «Маскараде» Николая Шейко. И новая ее роль бабушки Пелегрины, вернее, роли, – из тех, которые не стыдно написать после всего перечисленного.
Про «американскую улыбку» в России говорят, когда хотят сказать – не искренняя, надетая, как маска. С такой примерно фарфоровой улыбкой смотрит в глаза читателям автор Кейт Ди Камилло – такой выигрышной, успешной представляют миру издатели ее сочинений. Но в сказке про приключения кролика Эдварда ничего такого нет, а режиссеру удалось передать движение текста от слащавости первых глав к зрелости последующих слов и чувств.
Этот спектакль, во-первых, игрив, поначалу еще и танцевален, даром что за движение на сцене отвечал хореограф Олег Глушков, так и кажется: вот-вот наступит ночь, и игрушки под предводительством фарфорового Эдварда пустятся в страшное приключение наподобие истории про Щелкунчика. Но – нет, приключения в этой сказке выпадают кролику Эдварду совсем не сказочные, а самые настоящие и опасные для жизни, даже если жизнь фарфоровая, то есть – скрывающаяся под фарфоровой оболочкой.
О том, что кролик фарфоровый, мы узнаем из самых первых слов: спектакль поначалу слово в слово следует прозаическому тексту (в переводе Ольги Варшавер), точно режиссер – паромщик, которому выпал нелегкий труд перетащить этот сюжет с литературного берега на театральный. Впрочем, игра уже тоже заявлена, даже до самых первых слов: когда мы видим занавес и на нем – нарисованная цветная комната и милые такие люди, семья, родители, девочка, а потом занавес отъезжает, а эта самая цветная комната и все вещи в ней так и остаются на своих местах, а люди – уже не кукольно-нарисованные, а самые настоящие актеры (за красивую историю в «Кролике Эдварде» отвечает художник Полина Гришина, за видео – Алексей Шемятовский и Денис Сазонов).
Одиссею кролика Эдварда, его жизнь, начавшуюся так счастливо, в неге и уюте детской спальни, в равнодушном приятии естественной и обычной детской даже не любви, а привязанности к новой игрушке, в МХТ играют в одно-два касания, не погружаясь, скажем, во все ужасы, не пытаясь, к примеру, соорудить на сцене отвратительную и грязную помойку, куда забрасывает кролика его путешествие. И все-таки главное не ускользает, не пролетает мимо наших ушей: в жизни бывает не только жизнь, но и смерть, – собственно, через все эти испытания, падения и... еще большие испытания фарфоровой кукле приходится пройти. Прожить эту жизнь.
Как во всякой хорошей сказке, в истории кролика Эдварда то и дело «вылезают уши» то нашей сказки про Колобка, то «их» «Снежной королевы», уже упомянутый миф о путешествии Одиссея и даже «Божественная комедия» с ее кругами Ада – все это в той или иной степени понадобилось Кейт Ди Камилло, чтобы сочинить свою историю, в которой красивая фарфоровая «магазинная» кукла добивается права в конце концов оказаться в витрине секонд-хенда, которые так часто подбирают себе высокохудожественные вывески вроде «Ничего подобного». Они все хорошо играют, легко преображаются в новых героев, и вот уже Мария Зорина – парижская кабаретная дива, точно сошедшая со старых открыток или даже карикатур начала прошлого века, к которому очевидно апеллирует и писательница. А Александр Молочников, такой элегантный и холодный красавец вначале, в финале доводит зрителей до слез, когда уже взрослая девушка, может быть даже тетенька, и уж во всяком случае дама в шляпе с широкими полями, в которую превращается маленькая Абилин (Яна Гладких), находит в магазине своего фарфорового кролика... Прямо как в известном стихотворении: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...»