0
6132
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2014 00:01:00

"Божественная комедия" кролика Эдварда

Тэги: мхт, премьера


мхт, премьера Приключения фарфорового кролика полны опасностей. Фото с официального сайта театра

МХТ имени Чехова можно уже назвать лидером по количеству и качеству детских спектаклей. К идущим на основной сцене театра «Коньку-Горбунку» и «Белоснежке...» недавно добавился еще один – на Малой сцене молодой режиссер Глеб Черепанов поставил спектакль о путешествии кролика Эдварда.

В книге американской писательницы Кейт Ди Камилло про путешествие кролика Эдварда иллюстрации явно отсылают читателей в какие-то далекие-далекие времена, не допотопные, но лет на 100 назад, и сам кролик Эдвард, игрушка, напоминает те, которые сегодня можно встретить на музейной витрине среди других старинных фарфоровых кукол. Между тем с фотографий смотрит женщина улыбчивая и молодая, сказочница нашего времени, когда деловые и эмансипированные мамаши берутся за сочинение книжек с тою же деловитостью и знанием дела, как до того или несколько позже – за приготовление еды по рецепту, который прозвучал в кулинарной передаче. Их полно у нас, полно и на американском телевидении. Так что в книге можно было подозревать плохо скрытые идеи американских феминисток, готовых до самозабвения бороться за свои права.

Нет этого в книге, нет и в спектакле, который на Малой сцене МХТ поставил молодой режиссер Глеб Черепанов. Актеры, почти все, – из тех, кого можно назвать «табаковским призывом», кто пополнил труппу Художественного театра за последние годы: Ольга Литвинова, Мария Зорина, Мария Сокова, с одним исключением – сразу несколько ролей (как многие в этом спектакле) досталось Полине Медведевой, читая биографию которой, несмотря на ее еще не очевидную зрелость, точно окунаешься в далекую историю давно потонувшей Атлантиды – театра, которого нет. Она играла в «Кроткой» Додина бессловесную роль героини, ввелась на роль Валентины в ефремовский спектакль «Валентин и Валентина», сыграла в «Эшелоне», который ставил Эфрос, в 1985 году ввелась в «Трех сестер», давно состарившийся спектакль Немировича-Данченко, а потом ту же роль сыграла в «Трех сестрах» Ефремова, в дуэте с Гвоздицким играла в «Маскараде» Николая Шейко. И новая ее роль бабушки Пелегрины, вернее, роли, – из тех, которые не стыдно написать после всего перечисленного.

Про «американскую улыбку» в России говорят, когда хотят сказать – не искренняя, надетая, как маска. С такой примерно фарфоровой улыбкой смотрит в глаза читателям автор Кейт Ди Камилло – такой выигрышной, успешной представляют миру издатели ее сочинений. Но в сказке про приключения кролика Эдварда ничего такого нет, а режиссеру удалось передать движение текста от слащавости первых глав к зрелости последующих слов и чувств.

Этот спектакль, во-первых, игрив, поначалу еще и танцевален, даром что за движение на сцене отвечал хореограф Олег Глушков, так и кажется: вот-вот наступит ночь, и игрушки под предводительством фарфорового Эдварда пустятся в страшное приключение наподобие истории про Щелкунчика. Но – нет, приключения в этой сказке выпадают кролику Эдварду совсем не сказочные, а самые настоящие и опасные для жизни, даже если жизнь фарфоровая, то есть – скрывающаяся под фарфоровой оболочкой.

О том, что кролик фарфоровый, мы узнаем из самых первых слов: спектакль поначалу слово в слово следует прозаическому тексту (в переводе Ольги Варшавер), точно режиссер – паромщик, которому выпал нелегкий труд перетащить этот сюжет с литературного берега на театральный. Впрочем, игра уже тоже заявлена, даже до самых первых слов: когда мы видим занавес и на нем – нарисованная цветная комната и милые такие люди, семья, родители, девочка, а потом занавес отъезжает, а эта самая цветная комната и все вещи в ней так и остаются на своих местах, а люди – уже не кукольно-нарисованные, а самые настоящие актеры (за красивую историю в «Кролике Эдварде» отвечает художник Полина Гришина, за видео – Алексей Шемятовский и Денис Сазонов).

Одиссею кролика Эдварда, его жизнь, начавшуюся так счастливо, в неге и уюте детской спальни, в равнодушном приятии естественной и обычной детской даже не любви, а привязанности к новой игрушке, в МХТ играют в одно-два касания, не погружаясь, скажем, во все ужасы, не пытаясь, к примеру, соорудить на сцене отвратительную и грязную помойку, куда забрасывает кролика его путешествие. И все-таки главное не ускользает, не пролетает мимо наших ушей: в жизни бывает не только жизнь, но и смерть, – собственно, через все эти испытания, падения и... еще большие испытания фарфоровой кукле приходится пройти. Прожить эту жизнь.

Как во всякой хорошей сказке, в истории кролика Эдварда то и дело «вылезают уши» то нашей сказки про Колобка, то «их» «Снежной королевы», уже упомянутый миф о путешествии Одиссея и даже «Божественная комедия» с ее кругами Ада – все это в той или иной степени понадобилось Кейт Ди Камилло, чтобы сочинить свою историю, в которой красивая фарфоровая «магазинная» кукла добивается права в конце концов оказаться в витрине секонд-хенда, которые так часто подбирают себе высокохудожественные вывески вроде «Ничего подобного». Они все хорошо играют, легко преображаются в новых героев, и вот уже Мария Зорина – парижская кабаретная дива, точно сошедшая со старых открыток или даже карикатур начала прошлого века, к которому очевидно апеллирует и писательница. А Александр Молочников, такой элегантный и холодный красавец вначале, в финале доводит зрителей до слез, когда уже взрослая девушка, может быть даже тетенька, и уж во всяком случае дама в шляпе с широкими полями, в которую превращается маленькая Абилин (Яна Гладких), находит в магазине своего фарфорового кролика... Прямо как в известном стихотворении: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1276
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
809
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1544
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1494

Другие новости