0
5265
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2013 00:01:00

Дорогой Гамлет

Тэги: евгений миронов, премьера, гамлет, робер лепаж


евгений миронов, премьера, гамлет, робер лепаж Евгений Миронов играет в этом спектакле все роли. Фото РИА Новости

Робер Лепаж, который успел уже и влюбить в себя московскую публику первыми своими приездами на Чеховский международный театральный фестиваль, и разочаровать – когда в прошлом году в Москве показывали первую часть его новой тетралогии «Карты. Пики», впервые ставит в Москве. Это – событие. Вряд ли другой столичный театр сумел аккумулировать нужные для такой копродукции средства, так что неудивительно, что премьера «Гамлет I Коллаж» вышла в Государственном Театре Наций. Главную и – почти – единственную роль играет Евгений Миронов.
В Канаде про Лепажа среди прочего говорят и такое: он снимает самые недорогие фильмы и ставит самые высокобюджетные спектакли, при этом и спектакли его, и фильмы стоят примерно одинаково – от двух до пяти миллионов канадских долларов. Таким фильмам в России, наверное,  обрадовались бы, а вот спектакли с таким бюджетом у нас, по-моему, еще не выходили, во всяком случае – в драматическом театре. Лепаж – из тех, кто, если можно так сказать, проповедует высокотехнологичный театр, и в его «Гамлете» сразу видно: деньги не пустили на ветер, все здесь. Огромный куб, конечно, сложносочиненный, как всегда у Лепажа (сценограф – Карл Фийон), свет, звук, замысловатые видеопроекции, которые мгновенно изменяют пространство, не покидая при этом границ этой камеры-куба, десятки самых разнообразных предметов, которые вольны преодолевать законы земного тяготения, когда не летят в черные дыры сцены, когда куб крутится так и эдак. То есть надо называть всех – и видеохудожника Лионеля Арну, и Жозуа Бокажа, который отвечает за музыку и звук, и художника по свету Бруно Матта, и художника по костюмам Клаудию Жандро… Когда спектакль закончился и зал овацией приветствовал Миронова и Лепажа, с ними на сцену выбежали человек 12 техников, обеспечивавших все волшебные перемены.
На сцене Миронов – один, за сценой техники незаметно страхуют все его передвижения в пространстве, а на сцене он – и Гамлет, и Полоний, и Гертруда… Горацио, Лаэрт, Призрак, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, Озрик, Актер, Клавдий. Когда «не хватает рук», на помощь приходит видео: так «живой» Миронов–Гамлет ведет диалог с видео-Гильденстерном и видео-Розенкранцем, расположившимися по обе стороны от него, на стенках волшебного куба. Еще одна «страховка» – актер и каскадер Владимир Малюгин, который возникает несколько раз, когда Гамлету во что бы то ни стало надо оказаться и там, и тут. Первый раз Малюгин появляется в образе Офелии, которая раздевается, идет в душ, публика видит ее (его) со спины во всей, так сказать, натуре.
Для Лепажа тема пола, как это точно сформулировала одна моя коллега,  – мерцающего пола, – одна из важных, может быть, одна из главных его тем. Всякий, кто бывал в Квебеке в театре ExMachina, в кабинете режиссера, с удивлением обнаруживал на книжных полках свежие номера самых разных серьезных научных журналов. Научные открытия, как и космос, – представляют для Лепажа неизменный, всегдашний интерес. С детства. И все вопросы, связанные с полом, запутанной человеческой сексуальностью, и точнее всего сказать именно так – мерцающей сексуальностью, – тоже. Он об этом размышляет давно и – открыто. У нас такого рода интерес всегда вызывает «естественные» подозрения и потому – прячется как можно дальше. Так, одна из главных для Лепажа историй в спектакле Театра Наций становится «незначащей шуткой», невнятной репликой.
У Ахмадулиной есть стихотворение, и в нем – такие строчки: «Когда сей миг и прошлое мгновенье соединятся, будто медь и медь, их общий звук и есть стихотворенье». Для музыки это соединение, смыкание связок – необходимое условие для рождения музыки, вообще – звука. В диалоге Миронова и Лепажа, при совершенно очевидном интересе их, влечении друг к другу, художественном взаимном интересе, остается то, о чем говорит у Достоевского Порфирий Петрович: если и «сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора, – коченеют друг перед другом, сидят и взаимно конфузятся». Тут получается примерно то же.
Спектакль начинается с того, что герой сидит, забившись в угол этого самого куба, спеленутый смирительной рубахой. Безумец. Так что все дальнейшее – вовсе не молчанье, а плод больного воображения, как пишет в буклете Лепаж, – «некой шизофрении», которая и позволяет актеру сыграть сразу всех героев. Во многом – о том же (но главное – во многом таким же) был спектакль Валерия Фокина «Еще Ван-Гог…», и это воспоминание о спектакле, тогда сочтенным неудачей и режиссера, и даже актера, мешает радоваться нынешнему повороту «истории болезни».
Вот Гамлет–Миронов смотрит по телевизору старого «Гамлета» Козинцева и, отстраняясь, восклицает: «Не стыдно ли, что этот вот актер/ В воображенье, в вымышленной страсти/ Так поднял дух свой до своей мечты…» Смешно, публика радуется, даже аплодирует. Это действительно удачный номер. Таких в спектакле много, и все-таки их не хватает на весь спектакль. Пожалуй, больше всего проблем – как раз в драматургии спектакля – речь, разумеется, не о Шекспире. Схожие проблемы, кстати, то есть именно драматургические подвохи были и в другом недавнем спектакле с Мироновым – во «Фрекен Жюли», где поспешная работа с текстом то и дело ставила актера в неловкое, затруднительное положение. В «Гамлете» с какого-то момента от каждой следующей сцены ждешь новых технических «штучек», а режиссер не на всякий случай приготовил новый трюк. Что же касается игры, то наибольшее удовольствие публика получает, когда Миронов выходит в роли Полония, тут он максимально разнообразен, так что начинаешь думать, что Миронову нужнее всего сегодня – сыграть в хорошей комедии, а не искать новых героических ролей. Гамлета ведь он тоже уже играл – в спектакле Штайна, там задачи были сложнее, разнообразнее, хотя играл актер – только Гамлета, его одного. В том же буклете Лепаж говорит про долгие размышления и беседы «охваченного энтузиазмом русского актера и увлеченного франко-канадского режиссера, каждый из которых мечтал узнать у другого нечто новое о современной актерской игре, о новых способах рассказать историю». Нет оснований сомневаться в искренности этих слов, однако складывается впечатление, что актерское исполнение, сама игра оставались все-таки на полях их бесед, – такое мнение складывается потому, что в игре Евгений Миронов то и дело опирается на прежде сыгранные свои роли, повторяя рисунок то кого-то из своих героев в «Рассказах Шукшина», то – других, недавних или даже далеких.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
966
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
534
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1044
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
627

Другие новости