0
4067
Газета Культура Интернет-версия

12.11.2013 16:25:00

"Пепел Клааса стучит в моем сердце"

Тэги: додин, театр


338 дней репетиций и почти ежемесячный показ нового спектакля закончились трехдневным +1 день фестиваль «Мы и они =мы». Формула, предложенная Львом Додиным как название фестиваля и как смысл показанных спектаклей в постановке молодых режиссеров этого проекта. Четвертый день фестиваля – потрясающие в своей искренности высказывания драматургов, переводчиков, критиков по поводу идеи фестиваля, сформулированной так же Додиным – «подчеркнуть общность нашей истории» и показать ошибочность нашей уверенности в том, что «в наших бедах виноваты другие». В фестиваль внес огромный вклад его литературный директор Игорь Евсеев, составивший афишу фестиваля так, что мы смогли познакомиться с новыми, неизвестными нам авторами и их творениями. В восьми спектаклях участвовала вся труппа – от самых юных актеров до мастеров, блеснувших в спектаклях молодых режиссеров: старейшая актриса театра Светлана Григорьевна и далее Наталья Акимова, Галина Филимонова, Ирина Тычинина, Игорь Иванов, Михаил Самочко, Владимир Селезнев. Этот внушительный перечень приходится закончить спасительным словосочетанием «и другие». В последний день фестиваля шел спектакль «Русский язык и литература» Максима Осипова в постановке Сергея Щипицина, «Наш класс» Тадеуша Слободзянека и поэтический постскриптум «Дитя Европы», в котором приняли участие три поколения труппы театра, в режиссуре Валерия Галендеева. В композицию, составленную им же, вошли лауреаты Нобелевской премии поляки Чеслав Милош, Вислава Шимборская и Иосиф Бродский. Стихосложение всех троих не традиционно для русского уха, однако актеры блестяще справились, донеся смысл и музыку стиха. Внимание к слову – черта, присущая Малому драматическому, и это особенно ценно в наш век девальвации слова. Бережное отношение к слову во многом определило и глубокий успех спектаклей, литературной основой которых послужили не только пьесы, но и проза с не совсем внятно драматургическим началом.

Тема всех спектаклей, страстность их интерпретации, и принятие всеми вплоть до рабочих сцены того, что подобный материал «не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз», привели к тому, что нас, в большинстве своем не особенно близко принимающих к сердцу «беду другого», не побоюсь этого слова, тронули все спектакли. Они заставили заглянуть вглубь себя,увидеть людей, о которых читаешь не в газете, в видишь собственными глазами. В моем дворником работает режиссер из Таджикистана, мой коллега по цеху. Что творится в его душе?

На всех спектаклях вспоминалась строка из «Тиля Уленшпигеля», вынесенная в заглавие: «Пепел Клааса стучит в мое сердце». Сказано не ради красного словца, это действительно так. Самый эмоциональный по силе своего воздействия фестиваль поистине гражданского звучания. Самое сильное впечатление произвел спектакль «Наш класс»Тадеуша Слободзяника в великолепном переводе Ирины Адельгейм в постановке Натальи Колотовой. Это закономерно, поскольку драматургия Тадеуша Слободзяника - образец философской драмы, продолжающей традиции драматических опытов Сартра и Камю. С полным правом пьесу можно отнести и к высокому политическому театру Брехта и Петера Вайса. Вопрос, почему дружный класс, в котором учились и влюблялись друг в друга поляки и евреи, превратился в палачей и жертв? История поставила одноклассников в пограничную ситуацию (Сартр). Распространение нацизма в Европе было подобно чуме, о чем написал уже после окончания войны в одноименной повести Камю. Польский драматург много лет собирал материалы о сожженных 1600 евреях в местечке в Едвабне. Это совершили местные жители-поляки, жившие бок о бок с теми, кого сожгли. Как и что могло их на это подвигнуть?

10 персонажей имеют прототипы. Они понесли наказание за содеянное. Но вопрос висит в воздухе, почему решились на это, почему посмели? Неужели притча Голдинга «Повелитель мух» об английских школьниках, попавших в результате катастрофы на необитаемый остров, истина? Неужели в человеке побеждает зверь? В пьесе палачи совершают и благородные поступки, а жертвы в жажде мести превращаются в палачей. История расставила точки по поводу этого трагического события, но жизнь рождает новые трагедии. Об этом поставлен спектакль, в котором документальное начало, не исчезая, переходит в философскую дискуссию о вечной проблеме выбора, которая всегда стоит перед человеком.

Финал жизни персонажей, жертв и палачей, одинаково безрадостен. В спектакле заняты молодые и очень молодые актеры, с честью справившиеся со сверхзадачей спектакля и со своими трудными ролями, вложив в них душу. Режиссер Колотова проявила незаурядное педагогический дар, создав ансамбль, которым во всем мире славится Малый драматический театр. Спектакль достоин подробного тщательного анализа. Такая задача не стоит перед информацией об одном из важнейших фестивалей Петербурга. Стоит отметить участие в спектакле польки Уршулы Малки, окончившей Петербургскую театральную академию в мастерской Додина и вошедшей в труппу театра. Она не выделяется в спектакле, но об ее участии в роли Зоськи знаешь, и это знание рождает дополнительный эмоциональный импульс.

В наше время главным слагаемым театральной жизни стали фестивали, и в Петербурге они поистине великолепны. Чего стоит только что прошедший фестиваль «Русские» с участием первых звезд европейской режиссуры, который блестяще провел театр-фестиваль «Балтийский дом»! Однако 8 спектаклей + 1 обсуждение, значение которых невозможно преуменьшить, для города стало событием не только в общественном масштабе, но и в духовном, что особенно важно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
705
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1052
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
839
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
814

Другие новости