
06.11.2013 00:01:00
Выбор будущего танца
Прошло около недели с момента назначения Николая Цискаридзе и.о. ректора Академии русского балета имени Вагановой, должность худрука, как было объявлено, займет прима-балерина Мариинки Ульяна Лопаткина. Появились упомянутые уже петиция, появилось письмо профессорско-преподавательского состава академии Владимиру Путину. В Минкульте Интерфаксу сообщили – письма не получали. Тогда же стало известно: день выборов ректора определят в течение месяца.
Главное, что Алтынай Асылмуратова пока оставлена в должности худрука. Об этом сообщается в заявлении Николая Цискаридзе: «Действительно, сразу после моего назначения все проректоры автоматически, в соответствии с законодательством, ушли в отставку. Первая, с кем я подписал договор, – Алтынай Асылмуратова. Просьба преподавателей оставить в академии Алтынай Абдуахимовну прозвучала в первые дни моей работы. Я ее услышал. Но главная причина ее назначения – непрерывность и преемственность учебного процесса. Все остальные проректоры продолжают исполнять свои обязанности». Пока разговоры о художественном руководстве академией Ульяной Лопаткиной отходят на второй план.
Однако до сих пор остаются без ответа многие вопросы, главный – как Цискаридзе, с которым попрощался Большой театр, намерен управлять АРБ? Как возникла его кандидатура? Нужна не только известность. С чем больше связано назначение – с перспективой перемен, которые Минкульт видит в связи с академией, или с желанием как-то не заретушировать, но хотя бы смягчить резонансные скандалы, связанные для танцора с Большим театром?.. Наконец, делаются ли эти перестановки, чтобы помочь созданию Национального центра искусств на базе Мариинского театра? Напомним, что за создание центра ратует Валерий Гергиев, а общественность выступает против (впрочем, Гергиев сообщил недавно, что идея объединения театра, консерватории, Академии Вагановой и Института искусств – не его, а Минкульта).
Это далеко не единственная кадровая перестановка в культуре последних месяцев и далеко не единственная, вызывающая вопросы к министерству. Скандал рискует обратиться имиджевыми потерями России и ее Минкульта не только внутри страны.
Выпускник Академии имени Вагановой Илья Кузнецов, заслуженный артист России, солист Мариинского театра, гендиректор «Сети детских школ балета Ильи Кузнецова» сказал «НГ»: «У Цискаридзе замечательная московская школа, но АРБ имеет большие 275-летние традиции, и врываться туда в середине учебного года и производить рейдерский захват руками Министерства культуры не очень хорошо. Наши ученики работают по всему миру, и по всему миру слышно возмущение. Думаю, сейчас, особенно перед Олимпиадой, государству еще один огонек недовольства не нужен. Как выпускник АРБ и солист Мариинского театра могу сказать, что палитру нельзя мешать – есть красный, зеленый, желтый… Все деятели культуры могут культуре помогать, занимаясь своим делом. Вера Алексеевна Дорофеева провела в академии ремонт, сделав из нее конфетку. А теперь говорят, что нужна свежая кровь. Отрубив голову, свежую кровь мы не получим. Я создал с нуля сеть детских балетных школ и не понимаю: зачем нарушать традиции? Коля замечательный танцовщик, но для декана нужно что-то сделать самому. Он мог бы открыть школу на периферии. Невозможно сверху упасть и говорить, что он что-то может. Нужно нести ответственность. Угроза слияния АРБ с Национальным центром искусств абсолютно реальная, и если бы мы не протестовали, это бы уже произошло. Валерий Абисалович и привел Николая в АРБ. Но при слиянии мы убьем творческий потенциал, никто не будет вкладывать в эту махину душу».
У Цискаридзе, как и в случае любой кадровой перестановки, есть и сторонники. Тезка и однофамилец первого собеседника «НГ», Илья Кузнецов, доцент кафедры дуэтного и классического танца МГАХ, руководитель балетного центра Dance Secret, сообщил нам, что «рад за одноклассника. Теперь у него будет возможность продемонстрировать свои возможности и таланты».
О ситуации вокруг академии, когда решения принимают политическую окраску, можно судить и по появившейся в социальной сети Facebook группе «Академия русского балета в осаде», и по тому, что более 10 экспертов, с которыми пыталась связаться «НГ», либо не отвечали на звонки, либо отказывались от комментариев. Пресс-секретарь АРБ Юлия Телепина сказала «НГ», что до назначения даты выборов ректора в академии комментариев не дают.
Источник «НГ» рассказал, что многие вагановские ученики рыдают и на сцене во время спектаклей, и за кулисами. Странно повторять, что традиции, особенно в образовательном процессе, в ремесле, складываются долго, ответственность за них несут поколения. Смена руководства происходит быстро. Кто несет ответственность за это, вопрос, увы, становящийся риторическим.
Комментарии для элемента не найдены.