0
2775
Газета Культура Интернет-версия

28.10.2013 00:01:00

Долгая дорога к солнцу

Тэги: фестиваль, театр кукол


фестиваль, театр кукол Диалог двух актрис, длинноногой и прекраснорукой. Фото с сайта puppet.ru

В субботу закончился очередной, седьмой уже Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова, и вечером на Большой сцене театра сыграли спектакль «По дороге к солнцу», который – такое счастливое стечение обстоятельств – поставил в Каунасе только что назначенный главным режиссером Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова Борис Константинов.

В таких случаях говорят: ну вот, теперь все могут сделать выводы, куда Театр Образцова двинет в ближайшие годы. Но случай Константинова – особый. Выигравшая конкурс, который проводил Минкульт, и назначенная директором Образцовского театра  Ирина Корчевникова с самого начала не скрывала, как важно для нее наличие в театре главного режиссера, и называла его имя – Борис Константинов. К тому времени в афише было уже два его спектакля – получивший вскоре «Золотую маску» «Снеговик», спектакль по не самой широко у нас известной сказке Андерсена, который играют в Музее театра для 20–30 зрителей, больше просто не сумеют оценить всех очаровательных и трогательных мелочей. Второй – «Дюймовочка», тоже – по Андерсену, его Константинов поставил на Малой сцене театра. Спектакль Каунасского государственного театра кукол «По дороге к солнцу» ближе к «Снеговику» и по времени – это премьера прошлого года, – и по стилю. Ну, про сложные и много и им, и, главное, нам дающие русско-литовские театральные связи впору книгу писать, можно даже не одну, и спектакль Каунасского государственного театра кукол стал хорошей и красивой финальной точкой в трехнедельной истории нынешнего Образцовского фестиваля. Живой актер, который потом выйдет на сцену, пиликает на своей скрипочке в фойе, подготавливая публику ко всей последующей истории. Бродячий музыкант, точно списанный, вернее перешедший на сцену с картонов (холстов у этих художников сохранилось немного) начала прошлого века. Глядя на сцену – а там кусочек железнодорожной станции, скамейка для ожидающих и встречающих, колесо паровозное, которое крутится, выдавая порцию пара, и – еще одна сцена, сцена на сцене, и там – едет поезд, вагоны качаются, каждый – по своей прихоти. На платформе – большая афишная тумба, другой вагон – цирковая клетка, такой вот переезд бродячих, но не самых бедных цирковых актеров: хватило же денег на поезд! 

Глядя на эту железнодорожную кавалькаду, невольно вспоминаешь железнодорожные истории Резо Габриадзе – целый его спектакль про любовь паровозов, и железнодорожный сюжет – в «Песне о Волге», такой вот поклон в сторону великого мастера, который в кукольном театре (Габриадзе) отдает предпочтение марионеткам. Можно вспомнить и недавний фильм француза Сильвера Шомэ «Иллюзионист» – там ведь тоже про цирк, но про цирк, сошедший с манежного круга в жизнь, и все это – про цирк, уходящий и уводящий в историю, случайно вызволенный из прошлого – на миг, на час десять, что идет спектакль. Впрочем, герои спектаклей не все прячутся в совсем уж далеком прошлом, поскольку то и дело из мрака выходит на свет Кинг-Конг, пытается найти себе место в здешней цирковой программе. Кинг-Конг жив!

В спектакле Константинова не видно, как работают актеры, в этом – мастерство актеров. Это – кабинетные или планшетные куклы, при этом куклой в этом спектакле может быть и цельная фигура, и одна большая нога в танцевальном номере, где мы видим то вдалеке кружащуюся пару, то на первый план вдруг выходят две ноги, его и ее, это – когда танцующие расходятся в разные стороны (художник – Виктор Антонов). Антонов – знаменитый художник-кукольник, его спектакль «Цирк на нитях» объехал, наверное, полмира.

Как в цирковой программе, единого, все пронизывающего сюжета нет. Тут можно сослаться на авторитет Николая Васильевича Гоголя: когда его спросили про положительного героя в «Ревизоре», он, как известно, ответил, что единственный положительный герой его комедии – смех. В спектакле «По дороге к солнцу» единственный герой и сквозной сюжет – этакая цирковая печаль, цирковая мелодия, дорогая и для кино, и для живописи, и для театра ХХ века. Хотя можно сказать, что героем этого спектакля станет солнце, когда оно взойдет, поскольку весь спектакль проходит в утреннем или вечернем сумраке. Слов почти нет, кроме редких, не очень важных объявлений железнодорожных, звучащих из репродуктора. Да их и не нужно. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
371
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
412
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
593
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
497

Другие новости