Фото с официального сайта Инны Чуриковой
Обсуждать внешность женщины считается неправильным, чуть ли не нарушением всех правил приличия, но Чурикова обладает неповторимой внешностью, ее лицо – воплощение красоты, причем внешнее очарование, притягивающее взгляд, одновременно выражает красоту ее души, - трудно сказать, умна ли она на самом деле, хотя… Умна, конечно, раз уже много лет не дает никому усомниться в ее несомненной интеллектуальности. Что не мешает ей совсем играть роли женщин простодушных, наивных, наивных порой до глупости.
Чурикова – великая актриса. Это – не пустые слова, русскому театру и вообще России повезло, во второй половине ХХ века и вот – в начале нового, двадцать первого, не одна-две, а несколько мы имеем счастье видеть великих русских актрис. Чурикова – из их числа.
Все любят ее Якобину фон Мюнхгаузен из фильма Марка Захарова, которая, настрадавшись от причуд барона, в следующей, второй ее жизни – с удовольствием собирает нектар с посмертной мужней славы. Как она прекрасна – и в этой уверенности своей, и в своем – прежнем – несчастье. Трудно жить с великими! Она играет – с невероятно тонким пониманием той иронии, в которой так силен был всегда и сегодня по-прежнему силен Марк Захаров, худрук Ленкома. Но много и с удовольствием можно рассказывать, как играет она Филумену в «Городе миллионеров», героине не самого высоконравственного поведения, но у кого повернется язык укорить ее – ее героиню – за какие-то неверные поступки и проступки?! Чурикова умеет играть смешно, одновременно не теряя связи с высокой трагедией. Редкий талант.
Снятый в глухие советские годы фильм «Тема» - снятый ее мужем и режиссером ее судьбы Глебом Панфиловым – пролежал десятилетия на полке, когда вышел – оказалось, не выветрился, не полинял. Как она там играет простую провинциальную женщину, из породы русских провинциальных интеллигентов, со служением, - как ее Саша несет каждую строчку их стихов позабытого деревенского поэта, и также глубоко, внутри себя, переживает отъезд в эмиграцию другого безвестного гения, которого играет Станислав Любшин. Режиссер снимает сцену их разговора жестоко – по отношению к актеру – показывая его спину и ее лицо. Сколько в нем переходов эмоций и страдания, боли, и уже потерянного и не случившегося счастья… Не случившееся счастье – одно из сквозных тем ее кино- и театральных ролей. Обреченность тех, кто рожден для полета и радости, - и Комиссар из «Оптимистической трагедии», и Сарра из «Иванова», все – роли, сыгранные в «Ленкоме». Марк Захаров – из тех, кто сумел разглядеть и сделать своими альтер эго, говорить на сцене – через таких разных актеров, как Янковский, Абдулов, Збруев, Броневой, и Чурикова – конечно, одна из главных его героинь, вот через нее он и мыслит, она – идеальный проводник его иронии, его пафоса, его интеллектуальных максим и инвектив.
Тонкие переходы – ее конек. То вдруг улыбается – полуулыбкой, и вот уже накатывают слезы, жесткость интонаций не обрубает «путей к отступлению» - она по-прежнему может быть женственной, нежной: такова ее Васса Железнова, человеческое измерение русского капитализма, трагический его излом, - вот если говорят, что трещина века пролегает через сердце поэта, так вот излом, трагический излом русского капитализма она как раз и сыграла, вот эту самую трагедию, когда хороший человек вынужден становиться и жестким, и жестоким. Такое время. Такой вот он, капитализм, как русский бунт – бессмысленный (в итоге) и все время – беспощадный. К себе – в том числе. Чурикова, можно сказать, получила эту роль по наследству – от Веры Пашенной, великой актрисы Малого театра, а Чурикова – училась в Щепкинской училище, где за парадными дверями каждого встречает знаменитая фраза Щепкин – священнодействуй или уходи вон.
Вот Чурикова и священнодействует. За что ей – огромное спасибо!