0
4207
Газета Культура Интернет-версия

12.09.2013 00:01:00

"Я не плюю в вечность!"

Об авторе: Влад Васюхин

Тэги: театр, москва, премьера, евгений писарев


театр, москва, премьера, евгений писарев Худрук на галерке. Фото PhotoXPress.ru

Московский Театр им. А.С. Пушкина откроет сезон  двумя премьерами. На основной сцене сыграют, точнее, станцуют без единого слова «Даму с камелиями», пластическую драму по мотивам романа Дюма-сына, а в филиале дадут трагикомедию «Две дамочки в сторону севера» по пьесе современного французского драматурга Пьера Нотта. Евгений ПИСАРЕВ, художественный руководитель и директор «бульварного» театра, как иногда называют расположенный на Тверском этот храм искусства, рассказал о его настоящем и будущем корреспонденту «НГ» Владу ВАСЮХИНУ.
Завлит одного театра на днях написал в соцсети: «Скандалы на сборах трупп совсем избаловали журналистов. Меня уже спрашивают: а у вас будет просто сбор труппы? Мило...» Но, кажется, ваши актеры не пишут открытых писем и не бунтуют?
– Тем, что происходит в Театре Пушкина, этой мирной, бескровной, бесскандальной ситуацией я доволен. Ни одного конфликта при мне здесь не было. Да и раньше в этом театре не интриговали, потому что нечего было делить, – не было шумного успеха, и все находились в милых, прекрасных, домашних отношениях. Но если три года назад я решал проблемы неуспешного театра, то сейчас – проблемы успешного. В театре появились интересные знаковые режиссеры, гастроли, кого-то номинируют на премии, а кого-то нет. Отсюда и ревность. Артисты здесь не были избалованы, а теперь они уже знают себе цену. Я пытаюсь давить это в зародыше.
Когда в 2010 году вы стали худруком, то признались, что не диктатор по натуре. Что-то поменялось в вашем характере?
– Об этом лучше судить людям, с которыми я работаю. Мне говорят, что я заматерел внешне, а у меня ощущение, что и внутренне тоже. Характер стал жестче и сильнее. В «злого полицейского» я превратился, еще когда работал помощником Олега Павловича Табакова в МХТ и порой озвучивал непопулярные решения худрука. А когда руководишь сам, сентиментальность и романтические чувства по отношению к театру и людям театра незаметно улетучиваются. Я не выгляжу агрессивным тираном, но, чтобы держать театр, необходим характер. Может, перемены не так быстро происходят, как хотелось бы, а конечно, жизнь одна, нет времени и нет терпения у всех, но менять жизнь театра можно, лишь руководствуясь критериями совести, а главное – милосердия.
Евгений, а вам свойственна зависть?
– Конечно. По-моему, она всем свойственна. Но завидовать можно равному, тому, с кем ты был в одинаковых стартовых условиях. Своему однокурснику, а не английской королеве. И у меня бывает зависть не творческого характера, а скорее меркантильного. Вот недавно столичный Департамент культуры взял и опубликовал наши доходы. И мне стыдно, что я заработал за год не 11 и не 15 миллионов, а 3 и что квартира у меня 29 квадратных метров. И когда меня называют коммерческим режиссером, смешно. Наверное, кто-то обогатился за счет моих спектаклей, особенно ранних, но, как видите, не я.
А вообще как вы относитесь к факту публикации деклараций?
– Плохо. Не понимаю, почему это сделали без согласования с нами. Я не подписывал никакие бумаги, что согласен, чтобы справка о моих доходах, больших или маленьких, оказалась в открытом доступе.
Но, согласитесь, забавное чтение!
– Да, любопытное. И поэтому я завидую людям, с которыми имел одинаковое стартовое положение, но сегодня они материально благополучнее, потому что стали сниматься в сериалах.
Неужели вы хотите ролей в мыльных операх?
– Не хочу! Но какая несправедливость – я жизнь свою с этим театром просто пустил под откос!
Возьмем конкретный пример: Юрий Бутусов ставит в вашем театре спектакль по Брехту и получает призы, хвалебные рецензии, аншлаги, а ваш достойный спектакль не имеет такого же резонанса… Обидно?
– Знаете, у меня ощущение, что этот спектакль, «Добрый человек из Сезуана», в той же степени мой, что и Бутусова. Я его выстрадал, спродюсировал и вложил в него не меньше, чем режиссер или артисты. Для меня это успех театра. С другой стороны, понимаю, что, когда я начал заниматься режиссурой и мой первый спектакль «Одолжите тенора!», незатейливая бродвейская комедия, вдруг оказался обласкан, я сам выбрал свою нишу. Такие спектакли любимы зрителями и живут долго, но это не продукт для фестивалей и театроведов. Я не плюю в вечность. Даже не пытаюсь. Мне важнее «плюнуть в вечность», сделав этот театр. Я и режиссером-то стал по случаю. Если бы мои первые спектакли не были так востребованы, то я бы этим не занимался. Как артист я гораздо увереннее в себе и по сей день. Считаю, что я – очень хороший артист, хотя и не имел оглушительного успеха и большой востребованности. Когда мне было лет тридцать, все говорили: умный, хороший, интеллигентный, но ничего значительного в карьере не происходило. А после «Одолжите тенора!» меня позвали на постановки шесть московских театров. Так я и стал режиссером – пошел за судьбой.
В новом сезоне ваш театр останется в числе ньюсмейкеров?
– Параллельно с приглашением в театр Юрия Николаевича Бутусова с первого дня в должности худрука я стал звать на постановку своего учителя, Деклана Доннеллана. С ним я работал восемь лет в качестве режиссера-ассистента, и это были, наверное, самые счастливые годы моей жизни, когда с его спектаклями объездил весь мир. Конечно, планы Доннеллана были расписаны и он давно не работал с репертуарным театром, но все-таки я «взял» его нехитрым путем. Он стал смотреть последние наши премьеры, в том числе мой спектакль «Много шума из ничего», который очень высоко оценил в отличие от критики, и убедился, что у нас сильная труппа. И в конце прошлого сезона Деклан сказал: «Да, я хочу сделать спектакль у тебя в театре». И я дал абсолютный карт-бланш, потому что понимаю: ему диктовать нельзя. Все случаи, когда ему что-то навязывали, ни к чему хорошему не привели.
И что же выбрал знаменитый англичанин?
– «Мера за меру»  Шекспира. Я рад, что именно Шекспир, это невероятный опыт для труппы. Репетиции уже идут. Летом в свой отпуск экспедиция из 16 артистов отправилась на базу под Тверь, где погружалась в материал. Тоже эксперимент для нас. Деклан ставит за шесть недель, европейская система, но ему нужно десять дней, чтобы познакомиться и поговорить с артистами на одном языке. Это совместный проект Театра Пушкина и компании CheekbyJowl. В спектакль приглашены еще два актера, с которыми Доннеллан постоянно работает, – Александр Феклистов и Андрей Кузичев.
Евгений, а вам не кажется, что Доннеллан несколько однообразен?
– Спектакль – это риск, он может получиться, а может быть интересен только специалистам, но вот «Король Убю», которого Деклан сделал недавно во Франции, я его видел, – это совершенно новый Доннеллан, интересный, современный, очень ироничный, использующий все атрибуты модного ныне немецкого театра, но в пародийном ключе. Он прекрасно делает запутанные пьесы. И он один из немногих режиссеров, любящих прозрачность. Премьера «Меры за меру» состоится в конце ноября. И что приятно – буквально через полгода начнется международная жизнь этого спектакля. Его уже пригласили на гастроли в Европу.
Следующий год – год 100-летия Камерного театра. Как будете отмечать?
– Мы планируем серию событий, и обязательно пройдет большой вечер, однако захотели что-то воплотить из репертуара Камерного театра. Поэтому в основе следующей нашей постановки – пьеса «Машиналь» американки Софи Тредуэлл. В начале 30-х годов это был знаменитый спектакль Александра Таирова с Алисой Коонен. Я прочел пьесу, и она показалась мне невероятно современной, стильной, острой, интересной по языку. В главной роли будет Александра Урсуляк, а режиссером – Тимофей Кулябин из новосибирского «Красного факела».
Ну а худрук будет как-то задействован в новом сезоне?
– После перерыва и работы «на стороне» я буду ставить трилогию Бомарше. В основе – «Женитьба Фигаро», хотя в компиляции, которую я сделал, использован и «Севильский цирюльник», и «Преступная мать». Для меня это очень важная работа, о которой мечтал давным-давно и не решался: то артистов не было подходящих, то места. Я начинаю репетировать в конце осени, премьера намечена на апрель. Пока определены только главные исполнители: Александр Арсентьев будет играть графа, Виктория Исакова – графиню, Александра Урсуляк – Сюзанну, а Фигаро – Сергей Лазарев. Уверен, эта роль станет для него новым шагом.
Я эту пьесу обожаю! Может, из-за нее я и полюбил театр. Первый взрослый спектакль, который я в своей жизни увидел, это был спектакль Театра сатиры «Женитьба Фигаро». 1987 год, я учился в седьмом классе, детские спектакли уже кончились, а на взрослые я еще не ходил. И вот попал на закрытие сезона, а через месяц не стало Андрея Миронова и этого спектакля не стало. Я хорошо запомнил его, ничего подобного я потом не видел. Он был невероятно красивым и невероятно праздничным. Но для меня «Женитьба Фигаро» – пьеса серьезная, поэтому попытаюсь избежать фейерверка, танцев и прочего. Но это не значит, что собираюсь ставить скучно!    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
675
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1357
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1193
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2267

Другие новости