0
2524
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2013 00:01:00

Fast food – fast art

Тэги: Москва, биеннале, современное искусство


Москва, биеннале, современное искусство Ленин маленький. Ильич все еще будоражит воображение художников и общества. Фото автора

Эрвина Вурма как именитого австрийского скульптора и как самого раннего из списка специальных гостей Московской биеннале ждали с надеждой – то-то покажет свои веселые скульптуры о современной жизни. Только не надо спрашивать, почему название выставки Abstract Abstruse наши организаторы – Винзавод готовил показ с галереей «Риджина» –  перевели как «Трусливый трактор». Это вольность, тоже для смеха, видно, сделанная. В Цехе Красного есть гибридные шкафы и вытянутые, как нос слоненка, брендовые галстуки на холстах, но гегемонами стали объекты из сосисок – сей продукт художник считает символом сегодняшнего европейского общества.
Пространство Цеха Красного может облагородить почти любую выставку. Почти... Ну так вот, под сводчатыми потолками, меж колонок, делящих зал наподобие нефов, лежат на боку-стоят-крутятся шкафы, неподалеку сгруппировались коробки-домики с вмятинами, например, от севшей на них задницы, костлявые руки и ноги скелетов держат над нашей головой то миску, то сумку из бутика, к холстам с выражающими экспрессию цветными подтеками «пришпилены» непропорционально растянутые галстуки (скажем, Gucci) – но больше всего тут сосисок. В нескольких интервью Вурм уже поведал, что сей полуфабрикат считает символом европейского общества. И в смысле fast food, и в плане болезненной для человечества темы ожирения, и имея в виду фразу вроде «это сосиска», равноценную нашей «трын-траве». Колбасные изделия (из синтетических материалов воспроизведенные как нельзя натуралистичнее) всех габаритов то витиевато тянутся ввысь, то становятся на четыре ноги, то грузно усаживаются, как человек с одышкой – словом, частенько мнят себя одушевленными. Художник который год высмеивает общество потребления (в том числе и новой колбасной серией), но вот выставка и сама походит на витрину дизайнерской лавочки, рассматривая которую вспоминаешь ничего не выражающее «прикольно».
Мир приметил Вурма в 1990-х, когда на Западе уже вовсю работали с критикой консюмеризма. В России это стало актуально в нулевые годы, и здесь австрийца видели в памятном, мастерски сделанном Жан-Юбером Мартеном основном проекте III Московской биеннале, в сборном показе «Австрия, давай!» в Музее архитектуры и даже на сольном смотре в ЦДХ.  Сольно художник тогда показывал и знаменитые «Одноминутные скульптуры», фото- и видеодокументации эдаких перформансов, где люди абсурдно контактировали с бытовыми предметами (тщились удержаться на швабре, к примеру), и манекены людей, которых раздуло, как шар, и разжиревшие авто… Прежде юмор, которым вооружился Вурм как главной методой и который правда от многого может спасти, бил в цель – автор либо давал свою работу как реплику в состав большого сводного высказывания куратора, либо сам устраивал выставку как шоу, она была разнообразна и потому смешна.
Сейчас все устроено так, что, скажем, гибриды шкафов, которые посвящены пившим художникам вроде Мунка или Кунинга и с коими нужно контактировать (залезать внутрь, кататься…) в состоянии подпития,  для чего тут имеется бутыль (любопытно, хватит ли заветной жидкости до окончания выставки), или скульптуры-сосиски – превращаются в гэги. Выбивается из их длинного ряда разве что скульптурка Ленина с большой головой, что держит столешницу –  снова со стоящим на доске стаканом. Когда посмотришь четыре–шесть работ, еще смешно. Но прием – предметы повседневной жизни, саркастично возвеличенные несоразмерно своему значению и высмеивающие какое-то «вообще» ненастоящее потребительское существование – поставлен на repeat. Ты уж вроде все понял, а гэги сыпятся и сыпятся. Толки о том, что у общества потребления, частью которого стало и современное искусство, и работы Вурма (он же их продает), рожа крива – не новы. Другого способа сказать об этом художник не предложил – и все зациклилось на одной ноте. Будь показ выстроен оригинальнее или будь он элементарно более камерным, или будь его работы снова включены в более широкий коллективный месседж (как точечное вкрапление Вурм бывает хорош – чего стоит сделанный им и перевернутый вверх дном дом, атаковавший фасад венского Mузея современного искусства), впечатление могло быть иным. А так… Слишком длинная шутка перестает веселить.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1174
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1823
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1703
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3168

Другие новости