Взгляд из Ширяево.
Фото Романа Коржова
Приволжское село Ширяево – «место силы» для самарских художников. Еще с советских времен сюда отправляли на пленэры начинающих живописцев. Здесь работает филиал городского Художественного музея. А самое главное – в 1868 году Илья Репин, отправившись в путешествие по главной русской реке, обосновался в Ширяеве, чтобы начать работу над «Бурлаками». В селе есть мемориальная репинская изба, а также дом поэта Ширяевца, модерниста-коммуниста.
Так что не случайно пятнадцать лет назад бывшие мастера в пресловутой технике «холст, масло», а ныне сотрудники Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Неля и Роман Коржовы после поездки по Европе решили устроить праздник contemporary art именно в Ширяеве. Причем на международном уровне, с привлечением художников со всей Европы, Азии (первые годы тон задавали казахи), а также Москвы, которую непонятно, как географически идентифицировать. Сначала помогал Фонд Сороса, свои помещения предоставлял – и делает это до сих пор – Самарский художественный музей, были западные гранты, теперь подключилось Министерство культуры РФ. Все-таки сказалась еще и репинская легенда.
Формально Ширяевская биеннале – это тот жанр, который в мире называется artist in residence, то есть художник, живущий по приглашению в определенном месте и делающий нечто именно для этого места, in situ. Только к чести Ширяева надо сказать, что «резидентов» тут хватит на небольшой европейский фестиваль. А производство работ в селе подкрепляется галерейными выставками в самой Самаре, дискуссиями и круглыми столами, вполне академическими презентациями творчества участников. При этом сохраняется уникальная обстановка непосредственности, взаимной открытости, неожиданности. А поскольку все гости проживают в обычных домах ширяевских поселян, то можно говорить и о модной «парципаторности», эстетики соучастия, когда местные жители откликаются на просьбы чужестранцев, не говорящих по-русски. (Между прочим, Репина в свое время крестьяне чуть не побили, приняв за черта.)
Короче, Ширяевская биеннале – это уже признанный факт российского современного искусства (Коржовы несколько раз попадали в шорт-лист премии «Инновация»), радикальный анархический эксперимент, творческая лаборатория, попытка продвинуть актуальную культуру в массы, интеллектуальная провокация и, как ни странно, шоу.
«Номадическое шоу» – так называется финальный этап каждой биеннале, многочасовой тур по селу гостей-туристов, которые специально приезжают из Самары, Нижнего Новгорода, Москвы и т. д., чтобы увидеть, что наделали художники-резиденты. И от года к году гостей становится все больше. В этом году пришлось специально заказывать три «Ракеты», чтобы доставить всех желающих.
Так вот про этот год. Лучшим проектом, связанным с «гением места», следует признать работу москвича Владимира Архипова, известного коллекционера «вынужденных вещей», самодельных бытовых приспособлений, созданных народными умельцами не столько по причине товарного дефицита, сколько от неуемной фантазии. Художник, считающий эти штуковины полноценными артефактами, и в Ширяеве нашел браконьерский якорь, телеантенну из металлической решетки, прибор для починки конского седла, модернизированную инвалидную коляску. И заставил авторов рассказывать, как и зачем они это сделали.
Хорошую работу в жанре ленд-арта сделал швед Калле Холк, на склоне одной из жигулевских гор выложивший девиз «Улыбайся». По легенде, на этом месте еще недавно красовалась «Слава КПСС».
Француз Марсьяль Вердье устроил в деревенском сарае настоящую камеру-обскура под названием «Пещера Платона», в которую стояла часовая очередь.
Эстонец Андрюс Йонас, один из самых радикальных прибалтийских художников, развлек публику перформансом, посвященным национальной идентичности своей родины, рассказывая анекдоты про эстонцев, разбивая банки с килькой в томате.
Итальянец Вито Паче заставил заново посмотреть на волжские пейзажи с помощью «Ландшафтного аппарата для наблюдений», деревянного объекта, очень похожего на конструкции наших концептуалистов из группы «Коллективные действия».
Кураторы Коржовы настаивают, что все показанное надо осмыслить, для чего требуется время. Будем считать, что эти заметки – нечто вроде ширяевских эскизов Ильи Репина к «Бурлакам». А картина – впереди. Есть ведь еще два года до следующей биеннале.
Ширяево–Москва