0
2551
Газета Культура Интернет-версия

24.05.2013 00:01:00

В творческом отпуске

Тэги: николай шейко, театр


николай шейко, театр

Один великий русский пианист, когда его называли первым, неизменно поправлял: я – не первый, я – второй. А на естественное недоумение отвечал: первых много, а второй – я один. Николай Шейко вряд ли обидится, если его причислят к ряду неповторимых вторых. Бахрушинский музей часто обращается к нему как к знатоку таких «вторых». Сейчас и про первых мало кто скажет, а то и не вспомнит, а Шейко рассказывает об Ильинском, Акимове, Мейерхольде, но также о Санине и других, которых стареющая прима Аркадина у Чехова причисляет к допотопным. Шейко всех помнит.  
Сегодня в Москве идет один его спектакль – «Последнее письмо» в «Эрмитаже». Со своей женой, актрисой Александрой Ислентьевой он поставил пронзительный спектакль по одной из самых тяжелых и трагических глав романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Но всякий, кто к театру неравнодушен и помнит премьеры последних лет 15, хотя бы 15, помнит его «Маскарад» и «Сон в летнюю ночь» во МХАТе, там же – «Венецианского антиквара» с Вячеславом Невинным и Виктором Гвоздицким, составивших неповторимый дуэт; последний его спектакль во МХАТе – «Учитель словесности» по «Мелкому бесу», где главным был Гвоздицкий, а первый – в начале 90-х – «Блаженный остров» Миколы Кулиша, где солировал Невинный.
Известны писатели – авторы одного романа, сделавшего их знаменитыми, или драматурги, вошедшие в историю одной пьесой. Николай Шейко счастливее всего был, когда проводником его мыслей становился великий актер Виктор Гвоздицкий. Это было больше, чем простое творческое сотрудничество, и вряд ли причиной тому было совершенное единомыслие. Когда Гвоздицкого не стало, Шейко как будто потерял вкус к режиссерскому делу, а к театру сохранил интерес в той части, которая касалась увековечивания памяти этого главного его актера.
Шейко окончил Харьковский театральный институт, начинал в легендарном Киевском театре имени Ивана Франко, работал много где: очередным в Рижском ТЮЗе и в Александринском, главным режиссером – в Русском театре Таллина и в Молодежном в Минске. В Таллине его радостно  встретили, но когда за первой успешной премьерой последовала вторая, третья, когда он, интеллигент и, не побоюсь этого слова, аристократ, заставил выпускать афиши на двух языках, а не только на русском, как было заведено до него, а на его премьеры приезжали Арбузов и Володин, интерес к нему резко стал падать. Успешный русский театр в Эстонии уже не был нужен. А Шейко – это видно и сегодня – обеими ногами стоит в русском Серебряном веке. Кто видел почерк Алексея Ремизова, тут же признает по почерку в Шейко человека той счастливой и игривой эпохи Арлекинов, Пьеро, Коломбин... Ему вспоминать сподручней, чем иметь, как написала однажды Ахмадулина. Последние строки в этом стихотворении: «блеск бытия изжить, спалить дотла и выгадать его бессмертный отблеск». 
  «НГ»

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1214
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1186
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
969
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
620

Другие новости