0
2906
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2013 00:01:00

День и ночь

Тэги: театр, новая опера, премьера


театр, новая опера, премьера Последнее пристанище. Фото Даниила Кочеткова предоставлено пресс-службой театра «Новая опера»

Название «Тристан и Изольда» досталось нынешнему директору театра Дмитрию Сибирцеву в наследство от старой команды – тот за голову схватился: как можно, когда в театре нет кандидатов на заглавные партии?! Но не отказался; наверное, слишком велик соблазн стать пионером: до сих пор великая вагнеровская опера, которой «стукнуло»  вот уже полторы сотни лет, в Москве не шла. Премьерные спектакли поют приглашенные солисты (второе исполнение пройдет 25 мая), но уже в следующем сезоне обещают подготовить своих.  
Собственно, сценическая судьба оперы с самого начала была непростой, ее считали неисполняемой, театры, один за другим, строчили отказы. Взялась-таки Венская опера, да после семидесяти с лишним репетиций тенор потерял голос и, говорят, сошел с ума. В общем, только Мюнхен, по настойчивой просьбе короля Баварии Людвига II, покровителя Вагнера, довел спектакль до триумфальной премьеры. Спустя шесть недель исполнитель партии Тристана 29-летний Людвиг Шнорр фон Карольсфельд внезапно скончался.
Лишь в XX веке «Тристан и Изольда» нашла своих эталонных исполнителей. И каждая новая постановка считается героической – настольно сложна эта опера для всех участников исполнительского процесса. Три акта по часу с лишним, партии, требующие от исполнителей не только «горла», но и выносливости физической и психологической, марафонский забег для оркестрантов и дирижера. Один «тристанов аккорд» дал повод для целой монографии про кризис романтической гармонии, понятие Liebestod пытаются объяснить философы и музыковеды: кажется, только вагнеровский гений способен был вложить в романтическую историю о любви мифологическую силу, а слушателя заманить в бездонную пропасть музыки, или даже Музыки, в которую он, отрешась от бегущей строки, окунается, растворяясь в том самом звездном небе, что сочинил художник Джордж Суглидес.
Декорации, кстати, были созданы по эскизам знаменитого сценографа Альфреда Роллера к спектаклю, который шел в Венской опере в начале ХХ века, с Густавом Малером за пультом. Главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кёниг рассказывает, что имел разговор с дамой, ежедневно посещающей Венскую оперу (соответственно видевшей все последние версии «Тристана и Изольды»), по ее словам, интерпретация с декорациями Роллера была самой лучшей. Суглидес берет за основу идею противопоставления мира дня, то есть бытового (с кораблем, замком, березками в имении Тристана), и ночи, символа этой великой любви. Любовный дуэт идет на фоне глубокого звездного неба, в финале герои растворяются в сизой дымке своей бесконечной любви. Этот финал, пожалуй, единственное отступление от партитуры, которое позволила себе режиссер из Гемании Никола Рааб: по Вагнеру бездыханная Изольда падает на тело Тристана, в версии «Новой оперы» она находит избранника в «их» мире. В остальном же режиссер работала согласно собственной идее не утяжелять, а максимально облегчить сценическое действие и сделать историю как можно более прозрачной. Что, в общем, и реализовала. Двигателем этой истории  стала Изольда: ее с поднятым над головой мечом высветил луч на увертюре, и этот символ пронизывает постановку в ключевых местах. Изольда в исполнении певицы из Германии Клаудии Итен нервозна, решительна, даже мужественна. Тристан немецкого тенора Майкла Бабы угрюм, сумрачен и как будто не артистичен – по крайней мере так кажется в первых актах, но опровергается картиной томительного ожидания в третьем акте, прерываемой смертью. Очевидно, ключевым моментом в трактовке этого образа стало понимание Тристана  как человека ночи  – его отец погиб на закате, мать на рассвете, при родах, так что смерть словно срослась с героем уже в момент рождения. В то время как витальная Изольда (как представляют нам ее в первом акте) скорее представитель дня. Вот только провалы тенора в первых двух актах, к сожалению, раскрытием образа не объяснишь: теплый, лирический тембр его голоса был напрочь поглощен стенобитным форте Итен (стоит добавить, что на меццо форте у певицы обнаруживается как раз очень приятный тембр) и бушующей стихией в оркестре.
Дирижер Ян Латам-Кёниг в очередной раз после постановки «Лоэнгрина» здесь же, в «Новой опере» доказывает, что есть в Москве оркестры, которым подчиняются партитуры Вагнера. В своей интерпретации он отталкивается от идей Шопенгауэра, сквозь призму которых воспринимает «Тристана и Изольду» «в экстатичном, но негативном свете» – видимо, отсюда и отсутствие примирения в финале с традиционным переходом в сферу неземного, а скорее – скорбь из-за невозможности идеальной любви.      

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
977
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
604
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1176
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1172

Другие новости