Мацуев и герой его «Страстей по роялю». Фото с сайта www.astana-app.kz
Astana Piano Passion, или «Страсти по роялю» – первый конкурс-фестиваль молодых пианистов прошел в столице Казахстана. Патронировал, да и инициировал его мэр (аким) Астаны Имангали Тасмагамбетов, за творческую часть отвечал Денис Мацуев. По словам пианиста, которые с легкостью могут подтвердить очевидцы, среди которых и автор этих строк, «первый блин оказался точно не комом».Что говорить, Денис Мацуев рискует стать «Гергиевым от фортепиано». Уже сегодня количество фестивалей, за которые он отвечает, приближается к десяти. Сейчас к ним добавился конкурс. Мацуев, хотя, по его собственным словам, зарекся после Конкурса им. Чайковского вообще приближаться к соревновательным мероприятиям («невозможно, невыносимо судить, когда играют на одном и очень высоком уровне!»), не мог не откликнуться на предложение Имангали Тасмагамбетова. Действительно, редкий случай, когда инициатива идет от властей предержащих. Сбор заявок, предварительный отбор провели в рекордные сроки – за несколько месяцев. Члены жюри – а среди них московская профессура (Валерий Пясецкий, Павел Нерсесьян), ректор Алма-Атинской консерватории Жания Аубакирова, директор Оперного театра Астаны (нельзя в скобках не заметить, что скоро театр переедет в новое, грандиозное, как все в этом городе, здание) Толеген Мухамеджанов, пианистка из Бразилии Мириам Дауэльсберг, сам Мацуев – признавались, что из 130 участников первого тура (по записи) отобрать 30 было крайне сложно, приходилось буквально «резать по живому» (Нерсесьян). Это к слову об упадке исполнительского уровня, что так сладострастно мусолят на профессиональных форумах – нет, уровень этот растет, к счастью. Ибо на смену редким звездочкам, вундеркиндам, что поражали воображение слушателей ХХ века и зачастую гасли, перешагнув подростковый возраст, пришли малыши, которые демонстрируют не только владение техникой, возможность выучить сложный материал (в младшей группе дети до 11 лет играли трехчастные концерты с оркестром), но взрослое звукоизвлечение, мышление. А в 16–18 лет (старшая группа) – это уже сложившиеся артисты, которым остается нарабатывать репертуар и концертный опыт. Как раз наименьшее впечатление производит средняя группа: участники уже перешагнули детский возраст, когда слушателю достаточно демонстрации навыков и хорошей школы, но не достигли еще уровня старшей группы, когда уже слышна индивидуальность, слышна личность исполнителя.
Читатель скептически отнесется к конкурсу, организованному за несколько месяцев: «междусобойчик», подумает он. И будет не прав: представители Москвы и Казахстана, конечно, преобладали, но веский процент составили и участники из Японии, Северной и Южной Кореи, а в финал старшей группы вышли три россиянина, итальянец, датчанин, японка и пианист из Южной Кореи. И при чем тут Кутузовы? Справедливый вопрос. Однофамильцы легендарного полководца выиграли конкурс в младшей и старшей группах, и их имена стоит запомнить: девятилетняя ученица ЦНШ при Московской консерватории Варвара Кутузова и шестнадцатилетний студент Колледжа им. Шопена Александр Кутузов. Последний получил и высшую награду: статус обладателя Гран-при конкурса и рояль Yamaha. С Варей первую премию разделил артистичный австралиец Шуан Эрн Ли, в средней группе победили японка Юкине Куроки, поразившая жюри исполнением пьес из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, и москвич Александр Малофеев, в 11 лет успешно осиливший консерваторскую программу. В старшей группе, пожалуй, более всех заинтересовал Густав Крог Хансен Пьекут, поклонник музыки Бетховена, пианист с редкими ныне чертами музыканта-интеллектуала.
Банальная фраза «проигравших здесь нет», которая каждый раз повторяется и в которую мало кто верит, кажется, здесь обрела реальные черты. Денис Мацуев, как любой искренний и щедрый человек, не смог просто так отпустить тех, кто остался за чертой финала: им поменяли обратные билеты, продлили гостиницу, и все эти дети приняли участие в сольном концерте Дениса, после чего, разумеется, получили памятные (и очень солидные) призы от Имангали Тасмагамбетова в виде обожаемых гаджетов. Но самое главное в том, что, по словам Мацуева, теперь за судьбой каждого из 30 детей он будет следить. «Теперь мы семья», – сказал пианист. Некоторым уже достались сертификаты на участие в фестивалях «Звезды на Байкале», «Анси классик», а самый младший участник конкурса и лауреат второй премии (третьей в младшей группе не было, а вторую разделили между четырьмя финалистами) обаятельный Санжарали Копбаев приедет на летнюю школу «Новых имен» в Суздале. Да, и самое главное: по мнению автора строк и ее московских коллег, это, пожалуй, первый случай, когда критика полностью разделяет решение жюри по присуждению премий. Очень похоже на честное судейство.
Астана–Москва