0
3864
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2013 00:01:00

Кутузовы не сдаются

Тэги: культура, музыка, конкурс, фестиваль, казахстан


культура, музыка, конкурс, фестиваль, казахстан Мацуев и герой его «Страстей по роялю». Фото с сайта www.astana-app.kz

Astana Piano Passion, или «Страсти по роялю» – первый конкурс-фестиваль молодых пианистов прошел в столице Казахстана. Патронировал, да и инициировал его мэр (аким) Астаны Имангали Тасмагамбетов, за творческую часть отвечал Денис Мацуев. По словам пианиста, которые с легкостью могут подтвердить очевидцы, среди которых и автор этих строк, «первый блин оказался точно не комом».
Что говорить, Денис Мацуев рискует стать «Гергиевым от фортепиано». Уже сегодня количество фестивалей, за которые он отвечает, приближается к десяти. Сейчас к ним добавился конкурс. Мацуев, хотя, по его собственным словам, зарекся после Конкурса им. Чайковского вообще приближаться к соревновательным мероприятиям («невозможно, невыносимо судить, когда играют на одном и очень высоком уровне!»), не мог не откликнуться на предложение Имангали Тасмагамбетова. Действительно, редкий случай, когда инициатива идет от властей предержащих. Сбор заявок, предварительный отбор провели в рекордные сроки – за несколько месяцев. Члены жюри – а среди них московская профессура (Валерий Пясецкий, Павел Нерсесьян), ректор Алма-Атинской консерватории Жания Аубакирова, директор Оперного театра Астаны (нельзя в скобках не заметить, что скоро театр переедет в новое, грандиозное, как все в этом городе, здание) Толеген Мухамеджанов, пианистка из Бразилии Мириам Дауэльсберг, сам Мацуев – признавались, что из 130 участников первого тура (по записи) отобрать 30 было крайне сложно, приходилось буквально «резать по живому» (Нерсесьян). Это к слову об упадке исполнительского уровня, что так сладострастно мусолят на профессиональных форумах – нет, уровень этот растет, к счастью. Ибо на смену редким звездочкам, вундеркиндам, что поражали воображение слушателей ХХ века и зачастую гасли, перешагнув подростковый возраст, пришли малыши, которые демонстрируют не только владение техникой, возможность выучить сложный материал (в младшей группе дети до 11 лет играли трехчастные концерты с оркестром), но взрослое звукоизвлечение, мышление. А в 16–18 лет (старшая группа) – это уже сложившиеся артисты, которым остается нарабатывать репертуар и концертный опыт. Как раз наименьшее впечатление производит средняя группа: участники уже перешагнули детский возраст, когда слушателю достаточно демонстрации навыков и хорошей школы, но не достигли еще уровня старшей группы, когда уже слышна индивидуальность, слышна личность исполнителя.
Читатель скептически отнесется к конкурсу, организованному за несколько месяцев: «междусобойчик», подумает он. И будет не прав: представители Москвы и Казахстана, конечно, преобладали, но веский процент составили и участники из Японии, Северной и Южной Кореи, а в финал старшей группы вышли три россиянина, итальянец, датчанин, японка и пианист из Южной Кореи. И при чем тут Кутузовы? Справедливый вопрос. Однофамильцы легендарного полководца выиграли конкурс в младшей и старшей группах, и их имена стоит запомнить: девятилетняя ученица ЦНШ при Московской консерватории Варвара Кутузова и шестнадцатилетний студент Колледжа им. Шопена Александр Кутузов. Последний получил и высшую награду: статус обладателя Гран-при конкурса и рояль Yamaha. С Варей первую премию разделил артистичный австралиец Шуан Эрн Ли, в средней группе победили японка Юкине Куроки, поразившая жюри исполнением пьес из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, и москвич Александр Малофеев, в 11 лет успешно осиливший консерваторскую программу. В старшей группе, пожалуй, более всех заинтересовал Густав Крог Хансен Пьекут, поклонник музыки Бетховена, пианист с редкими ныне чертами музыканта-интеллектуала.
Банальная фраза «проигравших здесь нет», которая каждый раз повторяется и в которую мало кто верит, кажется, здесь обрела реальные черты. Денис Мацуев, как любой искренний и щедрый человек, не смог просто так отпустить тех, кто остался за чертой финала: им поменяли обратные билеты, продлили гостиницу, и все эти дети приняли участие в сольном концерте Дениса, после чего, разумеется, получили памятные (и очень солидные) призы от Имангали Тасмагамбетова в виде обожаемых гаджетов. Но самое главное в том, что, по словам Мацуева, теперь за судьбой каждого из 30 детей он будет следить. «Теперь мы семья», – сказал пианист. Некоторым уже достались сертификаты на участие в фестивалях «Звезды на Байкале», «Анси классик», а самый младший участник конкурса и лауреат второй премии (третьей в младшей группе не было, а вторую разделили между четырьмя финалистами) обаятельный Санжарали Копбаев приедет на летнюю школу «Новых имен» в Суздале. Да, и самое главное: по мнению автора строк и ее московских коллег, это, пожалуй, первый случай, когда критика полностью разделяет решение жюри по присуждению премий. Очень похоже на честное судейство.    
Астана–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
944
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
969
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1286
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
752

Другие новости