0
4585
Газета Культура Интернет-версия

29.04.2013 00:01:00

Авангард с азербайджанским акцентом

Наталия Сурнина

Об авторе: Наталия Николаевна Сурнина – журналист.

Тэги: музыка, фестиваль, баку


музыка, фестиваль, баку Голландцев из Asko|Shonberg особенно ждали в Баку. Фото Эко Сафари

В Баку завершился V Международный фестиваль современной музыки имени Кара Караева. Его эксклюзивной программе могла бы позавидовать даже российская столица.
Фестиваль родился в Баку более четверти века назад. Первые форумы прошли в 1986, 1988 и 1990 годах. Затем наступил период стагнации, и лишь в 2011-м по инициативе сына азербайджанского классика – московского композитора с европейским именем Фараджа Караева, – после 20-летней «генеральной паузы» был проведен четвертый фестиваль. Теперь за плечами уже пятый. И он доказал, что возрождать идею из пепла стоило.
На открытии Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Гаджибекова (дирижер Рауф Абдуллаев) дал программу, объединенную именем Кара Караева: Симфония № 9 его учителя Шостаковича, Симфония № 2 его ученика Мирзазаде, его собственное сочинение Quasi uno sonata в оркестровке сына (солист – скрипач Станислав Малышев) и одно из любимых – «Пинии Рима» Респиги.
Порадовало количество и качество приглашенных участников. Известный французский ансамбль Accroche Note исполнил музыку таких раскрученных европейских авангардистов, как Манури, Апергис, Франческони и Фернейхоу. Голландский пианист Марсель Вормс привез эксклюзивную фортепианную коллекцию «Вокруг блюза»: с 1996 года он собирает пьесы, так или иначе вписывающиеся в блюзовый формат. Увы, талант Вормса уступал оригинальности идеи.
Зато два других фортепианных вечера стали знаковыми. «Дегенеративная музыка» Третьего рейха и «несуществующая» музыка в СССР» –  проект музыковеда Рауфа Фархадова и бакинской пианистки Гюльшан Аннагиевой. Он представил сочинения Шенберга, Веберна, Каретникова, Волковского и им подобных в контексте патологической ненависти Гитлера и советских генсеков к авангардному искусству. Изумительный концерт подарил Баку Алексей Любимов, исполнивший пьесы  Джона Кейджа. Вместе с другим москвичом Иваном Соколовым они также сыграли минималистический опус Мартынова–Пелециса «Переписка» – произведение, которое композиторы, живущие в разных городах (а затем и в разных странах), сочиняли, отправляя друг другу письма с нотами.
Новым форматом для фестиваля стал концерт «Орган +». Московская органистка Марианна Высоцкая уместила в нем музыку экстра-класса, как In croce Софии Губайдулиной и In Deo speravit cor meum Эдисона Денисова, так и менее интересные работы композиторов – участников фестиваля.
Самым ожидаемым гостем стал ансамбль Asko|Shonberg – один из европейских лидеров в области исполнения современной музыки, переигравший немыслимое количество сочинений от Стравинского и Шенберга до Вареза и Губайдулиной. Голландцы расщедрились и под управлением Рейнберта де Леу исполнили две программы: дайджест лучших достижений европейских школ (Шаррино, Юн, Андриссен, Адамс) и концерт, посвященный музыке Фараджа Караева, с которым коллектив связывает давняя творческая дружба.
Asko|Shonberg в очередной раз подтвердил свою репутацию безупречного мастера воплощения современной композиторской мысли. Великолепное чувство стиля, ансамбля и высочайший класс всех исполнителей не оставили ни у кого сомнений: вот так должна звучать «новая музыка», чтобы ее лучше понимали.
А вот перформанс экстравагантного аргентинца Маурицио Кагеля «Варьете» не оправдал ожиданий. И дело не в исполнении: азербайджанский ансамбль Con Tempo под руководством украинского дирижера Владимира Рунчака, уже собаку съевшего на исполнении современной музыки, звучал отлично. Но германо-испанский балет AVA Dance Company был скучен, как и само сочинение 1977 года – далеко не самое интересное в ярком, как латиноамериканский карнавал, наследии Кагеля.
Кульминационным событием фестиваля стало исполнение в последний день Симфонии Лучано Берио – сочинения 1968 года, вошедшего в историю культуры как манифест музыкального постмодернизма. С трудом верилось, что азербайджанский оркестр, пусть даже под управлением многоопытного Абдуллаева, сможет достойно справиться с задачей: никто прежде на постсоветском пространстве на это не решался. Но при участии молодого московского ансамбля Questa Musica (руководитель – Филипп Чижевский) Симфония состоялась. Даже сегодня, в 2013 году, она произвела колоссальный эффект, доказав, что шедевр Берио – музыка такого масштаба, что со временем не теряет своей актуальности и феноменальной силы воздействия на слушателя.     
Баку–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1023
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1149
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
867
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
645

Другие новости