0
2462
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2013 00:01:00

Незавершенное бесконечное

Тэги: выставка, искусство, иван лунгин


выставка, искусство, иван лунгин Иван Лунгин и архитектор Евгений Асс на открытии выставки. Фото с официальной страницы галереи «Роза Азора» в социальной сети Facebook

На 20 картинах 2011–2013 годов, значительной части которых присвоено имя «Горизонт», – преимущественно виды зданий, какие привычны от Подмосковья до Игарки. Теперь эти виды открываются из пиранезинских интерьеров знаменитого флигеля «Руина» и выглядят заставкой – а может, эпилогом – актуальности.
Ивана Лунгина, сына Павла Лунгина, зовут урбанистом, и хотя он правда работает с городскими сюжетами, но… называть его так не хочется. Потому что «урбанист» – как формальная привязка к тэгу, а тут все же про другое. Его первый показ в Музее архитектуры прошел в конце 2006-го, как и сейчас, при участии галереи «Роза Азора» и галеристки Любови Шакс – но тогда Лунгин устроил «Спальный район». Расписанные типовыми домами раскладушки, включая ту, на которой когда-то спал он сам, обратились символом поиска (или потери) человеком себя в обезличенном городском пространстве. Окружающий космос зацикливался на койко-месте, и пусть человеческое присутствие не могло этот мир изменить, но было – несмотря на раскладушку как знак преходящести и временности – ощутимо. Потом Лунгин показывал «Второе дыхание» промзон, был номинирован на Премию Кандинского за инсталляцию Ex Barricadas, где мятежному языку городских панорам и правда вторили возведенные в галерее баррикады. Чуткий не только к образу, но и к слову, Лунгин нащупал ощущение «Астении», фиксируя безжизненные московские и парижские (он живет между двумя городами) брандмауэры, заполнявшие картинную плоскость как обескровленные, только оболочку предъявляющие остовы отжившего мира. По настроению Infinitive, пожалуй, ближе всего как раз к «Астении». Так что вещи эти не столько про урбанизм, сколько про экзистенциальные отношения «человек – мир», где последний, несмотря на то что остается в большинстве, но и существует только потому, что таким его знает человеческий взгляд. Поэтому его работы гуманистичны, хотя их гуманизм пропорционален меланхолии.
Живописи в художественном мире уже столько раз прочили точку, что впору выпускать опровержение. А Лунгин работает себе с картиной в духе еще альбертиевского «окна в мир». Безлюдные городские пейзажи, большинство из которых зовется «Горизонтами» и снабжено порядковыми номерами, экспрессивны лаконичностью, даже аскетизмом. Недостроенные/полуразрушенные строения, бетонные балки, дороги, которые, как всегда, развезло, – все это написано в два-три цвета, серый с белым, редко с отсветами охры или голубого, но эта почти что монохромность пульсирует тонко и нервно, как вена. Как пульсировал белый у Игоря Вулоха, белое на белом у Владимира Вейсберга. И, как добавляет Лунгин, белый у Джорджо Моранди.
Кто-то из посетителей сказал: тут готовая сценография… У Ивана Лунгина, кстати, действительно готовится театральный проект, и в мае в Оперном театре Меца будет премьера оперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в постановке Сони Масон. Но это другая история. Мы разговариваем с художником, наматывая круги по «Руине», и на вопрос, считать ли полубытие/или полузабытье «Инфинитива» точкой бифуркации, после которой можно ждать не только распада, но и надежды на перерождение, Иван отвечает, что все они – след. Стало быть, точка невозврата пройдена, и вся выставочная структура – руина в руине, – где зрители, курсирующие по деревянному настилу меж закрытых окон, вглядываются в «глазницы» картин, попадая в замкнутый круг. Ведь горизонт либо закрыт архитектурными скелетами, либо, напротив, доминирует, но так, что «глаз, засоренный горизонтом, плачет», и мы то видим сталкеровские ходы, то упираемся в стены, то «бьемся» о лезущий из картинной плоскости угол какой-то громады. Вещи разных форматов, повешенные ближе, дальше от нас, замеченные часто словно расфокусированным, движущимся взглядом (и источник их – то, что видно из окна, когда едешь по необъятной родине). При всей старомодности живописного формата Infinitive – искусство актуальное, просто без манифестаций и надрыва. Автор вроде бы самоустраняется, довольствуясь предложенным ракурсом. Но то самое альбертиевское окно в мир становится в новое время визуализацией пустоты.
Так получилось, что сейчас она оказалась в одном пространстве с кабинетом прежнего директора музея Давида Саркисяна, который устроил тут прошлую выставку Лунгина и которого не стало в 2010 году. Превратившийся в нарицательное, кабинет Саркисяна обещали сделать мемориальной инсталляцией. Она и появилась в конце прошлого года. Но, когда смотришь на его вещи, на сотни предметов, за которыми сотни историй, сердце щемит. Это тоже метафора оставшейся без него пустоты.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
777
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
913
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1148
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
874

Другие новости