0
5885
Газета Культура Интернет-версия

18.03.2013 00:01:00

Артем Дервоед: "Задача моего поколения – доказать, что гитара полноправный инструмент"

Тэги: музыка, фестиваль, гитара


музыка, фестиваль, гитара Артем Дервоед с классической гитарой. Фото с сайта www.dervoed.com

В Московской филармонии завершился Восьмой Международный фестиваль «Виртуозы гитары». Молодой российский гитарист Артем ДЕРВОЕД стоял у истоков этого проекта – он не только выступает на каждом из фестивалей, но и принимает участие в их организации. Музыкант поделился с корреспондентом «НГ» Мариной ГАЙКОВИЧ впечатлениями о прошедшем гитарном форуме.
– Артем, чем вас и публику порадовал фестиваль в этом году?
– Был вечер в стиле Пьяццоллы – выступал очень яркий, темпераментный итальянский дуэт Джампаоло Бандини (гитара) – Чезаре Кьяккьяретта (бандонеон); была роскошная программа фламенко, ее представили знаменитый израильско-испанский гитарист Адам Дель Монте и Гриша Горячев – наш соотечественник, живущий ныне в США. Его многие помнят по его детским концертам, он прославился как вундеркинд, да и сейчас продолжает творить чудеса, просто феноменальные вещи на гитаре делает. Впервые в Москву приехал испанец Хосе Мария Гайярдодель Рей, он играл много своей музыки, это своего рода фьюжн, своеобразная смесь академической музыки с фольклором.  Рей в этом году исполнил концерт «Аранхуэс» Родриго. У нас есть традиция – ежегодно исполнять это, пожалуй, самое знаменитое в мире сочинение для классической гитары. Сам я представил публике концерт Кастельнуово-Тедеско, композитора, известного тем, что он писал скрипичные концерты для Якова Хейфеца и работал в Голливуде. Мне нравится, что он, хотя и не был гитаристом, смог почувствовать инструмент, поймал, как писать для гитары.
– А как появился фестиваль «Виртуозы гитары»?
– В 1999 году, когда я еще учился в колледже имени Шнитке, мой профессор Николай Комолятов познакомил меня с Натальей Захаровой, директором концертных программ филармонии, представил меня как молодого перспективного гитариста. Она поверила ему на слово и дала мне возможность выступить в зале им. Чайковского с оркестром, я дебютировал со знаменитым концертом «Аранхуэс» Родриго. Очевидно, неплохо, поскольку меня начали приглашать и в другие оркестровые концерты как солиста. Потом Наталье Васильевне пришла в голову идея – раз публика с таким азартом воспринимает классическую гитару – сделать вечер, посвященный этому инструменту. Ну а следующим этапом было создание фестиваля «Виртуозы гитары» – и вот он прошел уже в восьмой раз. И я должен сказать, что несколько лет назад в филармонии составлялся рейтинг самых успешных проектов, и наш фестиваль «Виртуозы гитары» вошел в десятку. А это просто отслеживается – по наполняемости зала.  
– А что так нравится публике, по-вашему?
– Наши концерты переворачивают представления слушателя о гитаре. Оказывается, что это не только аккомпанирующий инструмент для песен во дворе или на эстраде. Когда ты выходишь и играешь Чакону Баха, все приходят в изумление. В этом и задача нашего поколения – донести информацию, что гитара – полноправный сольный инструмент.
– Насколько широк гитарный репертуар? Иногда кажется, что он замкнулся только на концерте «Аранхуэс»...
– Действительно, это сочинение очень популярное, но не единственное. Гитарный репертуар достаточно большой – и оркестровый, и ансамблевый, и сольный. Фестиваль носит и просветительский характер. Многим кажется, что гитары все одинаковые, хотя есть много разновидностей – по конструкции, технике игры, репертуару. Мы хотим показать классическую гитару, ее возможности, ее репертуар, который охватывает и классицизм, и романтизм и так далее.
В эпоху ренессанса были предшественники гитары – вилуэлла, лютня. В привычном нам виде гитара сформировалась во времена Бетховена, она была меньше, но это была именно гитара – выглядела как современная, шесть струн, такой же строй. Кстати, ни у Бетховена, ни у Моцарта нет пьес для гитары, но писали их современники. Трудно сказать, почему Бетховен ничего не написал для гитары, если учесть, что его другом был популярный тогда гитарист Джулиани. А вот у  Шуберта есть камерная музыка с участием гитары. Паганини написал огромное количество сольных сочинений и дуэтов со скрипкой, одно из них – Гранд соната, где скрипке отводится аккомпанирующая, а не сольная, как того можно бы ожидать, роль; а партия гитары – крайне сложная. Паганини, кстати, сам хорошо играл на гитаре, и мне кажется, что многие приемы, которые он ввел в скрипичный обиход, были заимствованы из гитарной техники. А иногда серьезные  композиторы терпели фиаско, когда пытались писать для классической гитары. Гитара – это сложный инструмент, нужно либо им владеть, либо долго и упорно сотрудничать с исполнителем, чтобы написать действительно стоящую гитарную вещь, так как инструмент по возможностям очень богатый. На нем хорошо звучат переложения – мы играем, например, всю сольную скрипичную и виолончельную музыку Баха. И на гитаре сонаты или партиты звучат как минимум не хуже, так как гитара позволяет не имитировать полифонию, здесь возможность многоголосия гораздо шире, чем у скрипки или виолончели.
– Был ли у гитары ренессанс в ХХ веке, наподобие истории с альтом, когда, услышав Юрия Башмета, композиторы кинулись писать для этого инструмента?
– Расцвет классической гитары приходится на время ее становления, на рубеже XVIII и XIX веков, так что свой «золотой век» гитара уже пережила. А ренессанс инструмента начался в середине ХХ века, и, как и в случае с альтом, интерес к гитаре связан с именем Андреса Сеговии, он возродил гитару как сольный инструмент. Он сам делал очень много переложений, обработки музыки Баха или испанской фортепианной музыки – Альбениса, Гранадоса и так далее. Кроме того, специально для него было написано много новых пьес.
– Для гитары пишут авангардные сочинения с использованием различных нетрадиционных приемов?
– Конечно. Один из ярчайших примеров – соната Хинастеры, где много приемов шумовых, и, кстати, это хорошо звучит на инструменте. Никита Кошкин, наш современник, написал сюиту «Игрушки принца», которую я записал, и там много эффектных приемов.
– Где самые лучшие гитарные школы?
– В Европе. Там история гитары никогда не прекращалась. В Россию она пришла из Европы, но здесь огромную популярность получила семиструнная гитара, и интерес к классической сник. В советское время классическая шестиструнная гитара была признана буржуазным инструментом и была запрещена. Я сам начинал на семиструнной гитаре. Это был не мой выбор – я просто хотел играть на гитаре, и в музыкальной школе была только семиструнная гитара. Затем мы переехали в другой город, и там вообще никакой гитары не было, а в третьем была, но уже шестиструнная, с тех пор я на ней и играю. В училищах и вузах тоже учили семиструнке, и «под шумок» стали вводить шестиструнную. Так что в России молодая гитарная школа. Но мы стараемся это положение исправить. И гитаристы моего поколения уже играют по-другому, учат по-другому. Как мне рассказывал мой педагог, в советское время было огромной заслугой сыграть пьесу до конца и не остановиться. Мы шагаем семимильными шагами: даже если посмотреть на лауреатов международных конкурсов, почти везде есть наши российские имена.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
840
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
798
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
680
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
753

Другие новости