Любовь здесь – как бурлеск. Сцена из спектакля «Граф Ори».
Фото с официального сайта фестиваля «Золотая маска»
Оперная программа фестиваля «Золотая маска» началась традиционными гастролями Мариинского театра. В этом году Валерий Гергиев привез в Москву две постановки: «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси – сумрачный спектакль о конце благородного семейства и «Сказки Гофмана» Оффенбаха – постановка участвует в конкурсной программе. Оперу Бриттена «Сон в летнюю ночь» тоже показали до начала основного конкурса. Мы предлагаем вниманию читателей «НГ» еще шесть опер, на которые стоит обратить внимание.
Вслед за Мариинкой в Москву приезжает Пермский театр – на «Золотую маску» номинированы работы Теодора Курентзиса, слава которых взбудоражила не только Урал, но и Москву. Бюджет постановки оперы Моцарта «Так поступают все», говорят, приблизился к 20 млн. руб. (это дорого) – из-за границы были выписаны не только солисты (не все, участвовали в постановке и пермские певцы), но и инструменталисты, участники оркестра. Красоту костюмов не оценил разве что ленивый, а критика, по привычке снисходительно относящаяся к традиционным постановкам, на этот раз рукоплескала. Но превосходная степень высказывания досталась дирижеру: Теодор Курентзис открыл новую страницу в прочтении моцартовского шедевра, по крайней мере в России.
Другая постановка Пермского театра – «из другой оперы». Это сочинение современного французского композитора Паскаля Дюсапена Medeamaterial по пьесе знаменитого немецкого драматурга Хайнера Мюллера. В российском драматическом театре, кстати, спектакль по этой пьесе уже шел – его поставил Анатолий Васильев в Школе драматического искусства для одной французской актрисы. В Перми нашлась своя исполнительница – Надежда Кучер, после премьеры, как говорится, проснувшаяся знаменитой.
Кстати, в конкурсной программе «Золотой маски» есть еще и балетный спектакль из Перми – «Свадебка» Стравинского. Те, кто был на премьере, говорят, что стоит идти – в первую очередь слушать, интерпретация Курентзиса выше всяких похвал.
Еще одна региональная постановка – россиниевский «Граф Ори» Екатеринбургского театра оперы и балета. Лирическую комедию про любовь режиссер Игорь Ушаков превращает в изящный бурлеск, а дирижер Павел Клиничев словно «откупоривает шампанское», и зрители буквально чувствуют шипение игристого, с которым, кстати, сравнивал партитуру оперы Россини (незаслуженно сегодня забытую) Ференц Лист.
Монооперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк» поставила в Камерном театре имени Бориса Покровского вчерашняя студентка Екатерина Василева, и факт появления в афише «Золотой маски» работы молодого режиссера заслуживает пристального внимания. Кстати, режиссер выдвинут и в личной номинации, как и исполнительница – певица Мария Симакова.
Считается, что «Игра о душе и теле» итальянского композитора Эмилио Кавальери – первая в истории музыки опера. Ее премьера прошла в 1600 году, в России, кажется, ее вообще никогда не видели (только слышали концертное исполнение). В 2012-м для Детского музыкального театра имени Натальи Сац ее поставил Георгий Исаакян, изложив действо для эстетов и гурманов доступным театральным языком.
Наконец, спектакль Большого театра «Руслан и Людмила». Постановка Дмитрия Чернякова, хоть и была (в очередной раз) скандальной, заслужила от экспертов «Золотой маски» номинации во всех категориях. Жаль только, что Владимир Юровский – пожалуй, самый реальный претендент на «маску», не сможет принять участие в конкурсе, он занят подготовкой премьер Глайндборнского фестиваля. Место за пультом займет немецкий дирижер Ральф Сохачевски.