Жан-Гиэн Керас, Пабло Эрас-Касадо, Иоханнес Мария Штауд.
Фото ISM/Wolfgang Lienbacher
Ежегодный зимний фестиваль ко дню рождения Моцарта завершился в его родном городе. Он впервые прошел под руководством дирижера Марка Минковского и директора фонда «Моцартеум» Матиаса Шульца. Основной круг участников неизменен: дирижеры Саймон Рэттл и Айвор Болтон, пианисты Андраш Шифф и Пьер-Лоран Эмар, скрипачи Томас Цеэтмайр и Патриция Копачинская, но программа форума мало-помалу становится все более консервативной.
В середине фестиваля произошел перелом: за два дня дебютировали три дирижера, чьи выступления изменили общую картину. Впрочем, и афиша второй половины форума выглядела интереснее, нежели вначале. «Французскую музыку, – рассказывал Шульц, – играют незаслуженно мало, а там много шедевров, в которых можно найти связь с Моцартом, в первую очередь у Равеля. Будет и музыка Мессиана – он много работал в архивах нашего фонда, и ряд сочинений Стравинского, которые тоже можно считать частью французской программы». 35-летний Пабло Эрас-Касадо хоть и объявлен официально дебютантом «Недели Моцарта – 2013», стал ее гостем не впервые: год назад заменил заболевшего Джона Элиота Гардинера за пультом оркестра Баварского радио. С тех пор Эрас-Касадо дирижировал Фрайбургским барочным оркестром, Берлинской штаатскапеллой, Консертгебау, несколько раз выступал в Мариинке, его планы на ближайший год не менее масштабны.
Свой концерт с оркестром «Моцартеум» маэстро начал Симфонией in C Стравинского, которой даже поклонники композитора редко отдают должное. Эрас-Касадо показал, что партитура полна спрятанных чудес, представляя каждое оркестровое соло, каждый ансамбль как маленький шедевр. Из четырех частей наиболее эффектной оказалась третья – готовая музыка к еще одному балету Стравинского. Программу продолжила пьеса Segue Иоганнеса Марии Штауда (солист Жан-Гиэн Керас). В основу ее лег набросок Моцарта – Андантино для виолончели и клавира, из которого выросло самостоятельное произведение для виолончели с оркестром, расширенной группой ударных и баяном. За неполные полчаса Segue не дает заскучать ни на минуту, как захватывающая книга или кино. Во втором отделении – Адажио и фуга плюс 34-я симфония Моцарта.
Схожим образом строился концерт еще одного дебютанта днем позже, когда за пульт Малеровского камерного оркестра стал колумбиец Андрес Ороско-Эстрада. Ему также 35 лет, и в его послужном списке руководство рядом крупнейших европейских коллективов; в будущем году он возглавит Хьюстонский симфонический оркестр, один из лучших в США. Как и Эрас-Касадо, начал со Стравинского: Вторая оркестровая сюита с финальным галопом настроила аудиторию на праздник. Патриция Копачинская сыграла Четвертый скрипичный концерт Моцарта так, будто каждая фраза рождалась здесь и сейчас, не будучи известной заранее. После антракта звучали сюита «Пульчинелла» Стравинского и Двадцать пятая симфония Моцарта; яркое сопоставление эпох неоклассицизма и «бури и натиска» сделало дебютанта еще одним героем «Недели Моцарта».
Менее выигрышно выглядел зальцбургский дебют Теодора Курентзиса, хотя статус его концерта – с Венским филармоническим оркестром в Большом фестивальном зале – был несомненно выше. Увы, отношения к выбору программы дирижер не имел, репетиционного времени получил минимум. Только в «Линцской» симфонии можно было узнать Курентзиса, чьи концертные исполнения опер Моцарта несколько лет назад будоражили Москву. А открыла вечер Фантазия до минор Моцарта в оркестровке того же Штауда; Матиас Шульц рассказывал, что с трудом убедил Штауда взяться за эту работу, и немудрено. Фортепианный шедевр явно сопротивлялся оркестровому изложению; версия Штауда ни одной нотой не указывала на то, что сделана в XXI веке, и не кажется жизнеспособной.
Не слишком удачна и другая инициатива Шульца – создание Детского Моцартовского оркестра с участниками от 7 до 12 лет. Дебютный концерт Детского оркестра, прошедший в последний день фестиваля, относится не к области профессионального музицирования, а к области гуманитарной: для юных музыкантов это важный опыт, но слушать их совместную игру без зубной боли невозможно. К счастью, вечером ее прогнал оркестр «Академия Святого Мартина в полях»; скрипачка Жанин Янсен великолепно исполнила Второй и Пятый концерты Моцарта, а остальную часть программы отыграла за первым пультом в скромной роли концертмейстера.
Зальцбург