Зал ожидания получил продолжение.
Фото РИА Новости
Выставка фотоконкурса «Серебряная камера-2012», архивирующего столичную жизнь по разделам «Архитектура», «События и повседневная жизнь» да «Лица», сменила площадку. Вместо привычного Манежа теперь это длинно названная Галерея Царской башни Казанского вокзала – Галерея народного художника России Дмитрия Белюкина. Есть ощущение, что соседство вокзального зала ожидания повлияло на содержание экспозиции.
Фотодайджест «Серебряной камеры» охватывает год начала очередного президентства Владимира Путина, тут ко всему этому подошел бы заголовок «Живем не хуже других». Затесались тут, конечно, лица «Протестного настроения» и серия «Беспорядки на Болотной площади 6 мая». Да еще вот «Pussy Riot – от храма до суда», но рядом с этими снимками другие, там молятся сначала мусульмане, затем христиане. Показательно, что разместили их по соседству с теми, кто ногами дрыгал. Но в самом деле все это кажется почти несущественным по сравнению с привычной картиной жизни, где внушительные панорамы столичных окраин («Новая Москва») сняты величественными, где эти окраины в серии «Среда обитания» соединяют небо с землей, и лед отражает эффектные небесные переливы – словом, хоть сейчас на страницы какого-нибудь корпоративного глянца о том, что «я другой такой страны не знаю…». А еще тут Парк Горького (привет Сергею Капкову и столичному Департаменту культуры, при поддержке которого проводится конкурс) – летом, зимой как одно из главных достижений...
Каждый раз на «Камере» бывает номинация-фаворит. С «Архитектурой» давно уже сложно, и сейчас ни «Голубятни как уникальный архитектурный объект Москвы», ни окраины, снятые как панорамы Александра Гронского (пожалуй, именно он эстетизировал и сделал по-настоящему модным этот мотив), ни классицистические особнячки под снегом глубокой памяти о себе не оставили. Из «Лиц» запомнился цикл диптихов «Фа/антифа», который ставит антиподов плечом к плечу и лицом к лицу к нам, так что встреча с пристальными взглядами одних и других неизбежна. Повседневная жизнь в конкурсе, как всегда, главенствует над событиями. Правда, ушел наконец-то балласт из отрывающихся на последних звонках школьников, которые чуть позже превратятся в брачующихся – возможно, благодаря тому что когда смотр конкурсантов проходил в Манеже, экспонировали от 700 до 1000 снимков, на вокзале же их 520 (из присланных 9 тыс.). Теперь в объективе – «Сыпь» аллергических от шелушащихся объявлений стен, что стали фоном колоритных типажей, лиц злых, простодушных, недовольных и иногда вовсе выключенных из социальной жизни. Или серия Георгия Первова «Говорит и показывает Москва», у его работ с «расширением» totalrealism в конкурсе уже постоянная прописка. Сейчас тут саркастичная подборка дворников, пьяных и бомжей на фоне залихватских слоганов, украшающих те стены, что пощадила сыпь объявлений.
Ничего, что могло бы расстроить зашедшего сюда в ожидании поезда. Хоккеисты доблестны, как богатыри, засыпающие в консерватории дети трогательны, клубящиеся в барах отвязны, маргиналы на улицах маргинальны, но все в меру и без потрясений. И превалирует повседневность – дань фотографии, которая стала настолько модной, что часто умещается в кнопку телефона как раскадровка, потому что сегодня сознание уже не линейное, стоп-кадровое. Репортажа как истории в развитии всегда «Серебряной камере» недоставало, поэтому даже несколько проектов, где это зерно сюжетного движения проросло – достижение нынешнего конкурсного извода. Фотокамера следит, как «Трудно быть Лениным» – зарабатывающий фотонатурой герой то на работе стоит на фоне Николая II не-в-фокусе, то дома возлежит в футболке со своим растиражированным портретом, то он с флагом РФ, то возле пустой доски объявлений с «шапкой» «Слушается дело». Здесь есть история «Как стать бездомным и выжить», репортаж «Стремление к мечте» о юном футболисте или подготовка парада 7 ноября. Без остроты? Без нее. Выходя из галерейного зала в вокзальный зал ожидания, видишь все то же. Но жизнь обступает трехмерной картинкой, обычно куда более агрессивной.