У матросов нет вопросов! Сцена из оперы «Билли Бадд».
Фото РИА Новости
В Михайловском театре прошла премьера оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бадд» – к 100-летию композитора: режиссер Вилли Деккер перенес на петербургскую сцену спектакль, который в начале 2000-х он поставил для Венской оперы.
Оперу по повести американского писателя Германа Мелвилла «Билли Бадд» Бриттен писал в середине прошлого века, когда раны Второй мировой еще кровоточили. Историю, произошедшую на английском военном судне времен войны с французами (конец XVIII века), Бриттен поднимает до мифологического, библейского уровня. Вопросы вины, невиновности – и невинности, вопросы мучительного выбора между долгом и совестью, прощения во имя любви скрывает история корабля «Несокрушимый» – маленького государства, где есть и условный государь (капитан Вир), аристократия и рабы (помощники капитана и матросы), и надзиратели (корабельная полиция). И призрачный внешний враг – французы, ни разу не показавшиеся в поле зрения, скрытые в морском тумане. Билли Бадд попадает на этот корабль против своей воли, его вербуют в матросы. Но вместо возмущения и протестов Билли воздает хвалу обстоятельствам, он прощается со своим старым судном «Права человека» и счастлив служить капитану Виру, за что последний называет его «ангелом». Искренний и добросердечный парень очаровывает всех обитателей «Несокрушимого», за исключением старшины корабельной полиции Джона Клэггарта, возненавидевшего новичка в первую очередь за то, что душевная, наивная чистота Билли еще сильнее обнажила ничтожество Старшины, чье единственное оружие – насилие и подлость. Клэггарт убеждает Капитана Вира в том, что Билли заговорщик и мятежник, ловко расставляет западню: Капитан, всем сердцем верящий в невиновность Билли, должен разобраться.
На очной ставке матрос, взволнованный нелепостью обвинений, начинает заикаться и случайно убивает Клэггарта. Капитан – по строгим корабельным законам – должен совершить суд и приговорить преступника к смертной казни. Но, кажется, что судит он себя – настолько мучительным для Вира стал выбор между долгом и сердцем (не так ли страдал Бог-отец, отдавший на заклание своего единственного сына?). Благородный жест Билли Вир будет помнить до конца своих дней: молодой матрос был настолько благороден и добр, что простил и благословил Вира, предчувствуя, что ответственность за эту казнь будет преследовать любимого капитана до конца его дней.
Четырехчасовая партитура Бриттена – сумрачная, драматичная, только для мужских голосов – закручивается как пружина (здесь практически нет «отступлений» вроде бытовых хоров матросов), которая «выстреливает» в сцене казни, скрытой от глаз зрителя черным щитом, так что мы видим только голубую дымку неба. Главный дирижер театра Михаил Татарников, кстати, знаком с музыкой Бриттена с детства: его дед, дирижер Мариинского театра Джемал Далгат, впервые в России дирижировал «Питером Граймсом», сделал переводы либретто опер и ораторий Бриттена. Так что Татарников заражает оркестр, хор и солистов своим восхищением музыкой, что сказывается на результате: исполнение оперы в самой высокой степени похвально. Солисты – за что заслужили отдельную похвалу Вилли Деккера – очень отзывчивы, они не играют – проникают в материал, в характеры героев: Олег Балашов (страдалец Вир), Юрий Ившин (юный Билли Бадд), Йоханнес фот Дуйсбург (настоящий злодей Клэггарт) и другие.
Санкт-Петербург–Москва