А все то же самое может выглядеть и красиво, и даже художественно...
Фото предоставлено пресс-службой «Винзавода»
На Винзаводе открывается итоговая выставка конкурса «Старый объект – новое качество». Он проходил в рамках долгосрочного проекта «Территория дизайна», созданного Винзаводом осенью 2011 года для поддержки молодых российских дизайнеров и курируемого Софьей Пахаревой. На сей раз конкурсанты задумались, во что можно превратить, скажем, хабаровскую мельницу, московскую типографию «Огонек» или любые другие заброшенные городские здания. Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» и идеолог проекта «Территория дизайна» Софья ТРОЦЕНКО рассказала корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ о том, есть ли перспективы практической реализации таких идей и о том, что сам Винзавод в будущем планируют сделать частью нового арт-кластера.
– В России, даже в Москве и Петербурге, дизайн еще не так популярен, как, скажем, в Скандинавии. И поэтому, возможно, как и молодые художники, дизайнеры часто ориентируются на уже состоявшихся в этой области людей. С другой стороны, часто именно начинающие могут разглядеть что-то непривычное. К арт-кластерам в промзонах мы привыкли, а было что-то принципиально новое, не вписывающееся в «каноны»?
– С точки зрения европейского опыта присылали достаточно традиционные вещи. Хотя, возможно, для наших регионов они инновационны. Мне кажется, не всегда нужно изобретать велосипед, а стоит адаптировать хороший опыт.
– Дизайн как прикладная деятельность еще не рассматривается – или рассматривается далеко не всегда – как искусство. По вашему опыту с площадкой молодого искусства СТАРТ и с «Территорией дизайна» – что сейчас больше востребовано?
– Не соглашусь с тем, что дизайн менее авторитетен, просто речь о возможности более практического применения. С точки зрения интереса это просто разные группы сообществ. У «Территории дизайна» изначально практические задачи – выявление молодых талантливых людей и соединение их непосредственно с заказчиком. У СТАРТа чуть более высокохудожественные цели, связанные с поиском новых талантливых имен, которым мы помогаем продвинуться по профессиональной лестнице (причем здесь нет конечной точки), поскольку у нас сейчас нет ни рынка, ни музеев современного искусства. Количество заявок на обоих проектах примерно одинаковое, но СТАРТ обновляется раз в месяц-полтора, а «Территория дизайна» работает исходя из тем, которые формулирует преимущественно заказчик. В этот раз мы получили больше сотни проектов.
– Практический выход у 15 работ – лауреатов конкурса «Старый объект – новое качество» ожидается?
– Участники сами выбирали существующие здания. Мы уже сотрудничаем и, надеюсь, будем продолжать налаживать связи с городскими администрациями и региональным руководством, потому что речь идет об адаптации объектов под новые социально-культурные цели. Это центры современной культуры, музеи и библиотеки, хотя среди победителей оказался и один дегустационный зал для Абрау-Дюрсо.
– Договоренности с заказчиками на перепрофилирование уже есть?
– Нет, потому что мы же не знали, что получим. Но я надеюсь, что руководство регионов, откуда были присланы заявки, обратит на них внимание, поскольку к Винзаводу периодически обращаются региональные власти с просьбой перенести наш опыт туда. Я считаю, что больше возможностей реализации проектов там, где руководство регионов поддерживает эти инициативы.
– Что для вас оказалось самым интересным из присланного?
– То, что имеет возможность к реализации. Центры современной культуры с образовательными функциями и несколько библиотек. Например, одна из финалисток конкурса предлагает трансформировать конструктивный остов на территории АрхФермы в новый по смыслу и облику объект – библиотеку «Стеклянный сарай». Библиотека представляет собой большую многоуровневую систему, которая за счет большой площади остекления позволяет оставаться в природе. Несмотря на острый вопрос о том, что сегодня делать с наследием библиотек, мы увидели, что люди нуждаются в них и хотят туда приходить. Вопрос в формате работы с аудиторией.
– А что за проекты по реконструкции старой типографии и зерноприемника в Москве?
– Один из финалистов, студент Ивановской государственной архитектурно-строительной академии, предложил перестроить заброшенный зерноприемник с зернопроводом в Москве в жилое образование под девизом «Здесь жил и работал». Дизайнер предлагает создание индивидуальных жилых корпусов с ярко выраженной функцией мастерской, студии, лаборатории. Это проект с конкретной жизненной установкой – жить и работать. Еще один финалист прислал концепцию современного студенческого общежития – «Единство непохожих». А создать он его предлагает из здания старой типографии «Огонек», проекта Эль Лисицкого. Автор хочет поместить студентов-архитекторов в необычную и нестандартную среду, сломив тем самым сформировавшееся представление о типовом жилище для студентов. Группа молодых дизайнеров из Хабаровска представила концепцию трансформации здания паровой мельницы. Авторы проекта предлагают ее перестроить в Центр детского развития. Они хотят вдохнуть в здание 1900 года новую жизнь, но сохранить элементы этого исторического здания в первоначальном виде.
– Как обстоит дело с центрами современного искусства в регионах, кроме единственной на сегодня сети филиалов Государственного центра современного искусства?
– Ну почему же кроме филиалов ГЦСИ, - а как же, например, Музей современного искусства PERMM в Перми? Конечно, в регионах культурная активность разная – где-то она исходит непосредственно от молодежи, а есть регионы, где инициатива исходит от руководства. В данном случае важно наличие заинтересованной, воспринимающей актуальное искусство аудитории. Мы, например, работаем с регионами в рамках проекта СТАРТ – персональные выставки как столичных, так и региональных молодых художников открываются на нашей площадке в Москве, а затем авторы участвуют в фестивалях, биеннале и других проектах в различных субъектах России. Такая интеграция современного искусства в сложившийся культурный контекст помогает расширить кругозор неискушенного зрителя.
– Осенью вы стали советником министра культуры. Удается ли вам лоббировать продвижение современного искусства в России, пожалуй, даже его легитимацию, оно ведь все еще сталкивается с неприятием и публики, и власти?
– Направление, которое я координирую в Министерстве культуры, – это вопросы дополнительного образования, здесь мои функции несколько расходятся с тем, что я делаю на Винзаводе.
– Тогда спрошу про Винзавод. Расположенный по соседству с ним ARTPLAY становится все активнее как выставочная площадка, вы ощущаете эту конкуренцию в плане презентации актуального искусства?
– Выставочная активность арт-кластеров порождает творческую активность в городе, то есть выходит за пределы отдельно взятой культурной институции. Таким образом рождаются проекты подобные «АРТкварталу», который мы планируем реализовать, объединив усилия ARTPLAY, Винзавода и «Арт-хауса». Эту идею одобрили и поддержали и мэрия Москвы, и арт-сообщество... Здесь уже речь будет идти не о конкуренции, а об объединении общих усилий и совместной инициативе.