На альте играть ему проще, чем в дебрях политических буден.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вот человек со счастливой судьбой. Он, как Юрий Гагарин, – первый. Конечно, его не возят на лимузине с открытым верхом по улицам нашей столицы и всех прочих столиц мира, не называют его именем улицы и площади. Впрочем... Его именем называют музыкальные школы, а восторженные поклонники во всем мире положили к его ногам, наверное, миллион алых роз – а то и больше.
Знал ли он, когда во Львовской центральной музыкальной школе переводился со скрипки на альт, что прославит этот до сих пор считавшийся незатейливым инструмент? А виноваты во всем Beatles. Можно сказать, они подарили миру и альт, и Башмета. Как любой подросток, он увлекся – да настолько, что сколотил собственную группу и тайком от родителей выступал на праздниках. А потом не знал, как признаться, что у него припрятана пачка купюр крупного достоинства, в то время как мама за месяц тратила одну.
После Львовской ЦМШ он поступил в Московскую консерваторию, поехал на первый зарубежный конкурс – замахнулся сразу на престижный ARD в Мюнхене (а других-то по альту и не было) и выиграл! Думаете, здесь началась его карьера? Только не на родине. В Большом зале консерватории он сыграл сольно тогда, когда его альт прозвучал уже в Нью-Йорке, Токио и на европейских сценах. В Москве соблюдали субординацию: «Как мы вам дадим зал, когда у нас в штате заслуженные и народные?» (То, что они были артистами оркестра, значения не имело.)
Не хотите выпускать с сольными программами? Создам оркестр. За «Солистами Москвы» поклонники и поклонницы ездили по всей России, это был один из лучших камерных оркестров СССР. А дальше – звук альта расслышали композиторы, по счастливой случайности (XX век!) искавшие новые средства выразительности. Они сотворили себе и публике кумира, стали писать новые и новые опусы для альта. Сегодня количество посвященных ему сочинений исчисляется десятками, а композиторский азарт все не останавливается, каждый хочет написать для Башмета. Своя Премия Шостаковича, «своя» – «Новая Россия», поскольку сегодня каждый уважающий себя музыкант имеет не только камерный оркестр, но непременно еще – и большой симфонический. Необходимость общаться с сильными мира сего и время от времени отвечать на неприятные вопросы, за что - тут же получать и неприятные комментарии: играть на альте – одно, а если ты за «закон Димы Яковлева» – совсем уже другое, и музыкальные заслуги тут не в счет.
В трех юбилейных концертах – четыре премьеры: Андре Превин, Тан Дун, Арвидас Мальцис и Жан-Люк Понти, вот так. А в Камерном театре имени Покровского только что прошла премьера оперы «Альтист Данилов» – ее композитор Александр Чайковский посвятил своему другу Юрию и даже ввел туда партию Башмета, которую носитель посвящения периодически исполняет. «НГ»