0
1201
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2013 00:00:00

How to make it sexy? How to make it…

Тэги: современное искусство


Вчера в Государственном центре современного искусства прошло обсуждение концепции нового музейного здания, с тем чтобы разработать проектное задание для нового архитектурного конкурса. Здание это, напомним, поначалу собирались возводить рядом с нынешним на Зоологической улице, потом на Бауманской, но осенью проект, под который уже выделяли деньги, был раскритикован Общественным советом при Минкульте – там сочли, что концепция музея невнятна, а стоимость проекта завышена, – и заморожен, с тем чтобы эту самую концепцию разработать, подыскать иную площадку и по новой объявить архитектурный конкурс. В декабре в Минкульте рассказали и о другом месте – теперь это Ходынка.

Может, в верхних инстанциях полагают, что Ходынка вдруг станет притягательной культурной точкой, отмывшись от воспоминаний о смертоносной давке во время коронации Николая II?.. А может, просто высылают его с глаз долой. Как чистосердечно нашла выход бывшая атташе по культуре Франции в РФ Бланш Гринбаум-Сальгас! Вот же место, освободившееся в Зарядье от гостиницы «Россия»…

Согласно нуждам ГЦСИ, новому музейному зданию, включающему постоянную экспозицию (сейчас в коллекции около 4 тыс. произведений российских и западных художников, включая Дэмиена Херста), нужна площадь около 46,5 тыс. квадратных метров. Собственно, обсуждение концепции разделилось на два русла. Одни задачу поняли очень конкретно и добросовестно размышляли: не слишком ли велика/мала для музея такая площадь? Линию эту открыл куратор Андрей Ерофеев. Идею музея он поддержал и был «возмущен, что проект, который вроде бы двинулся, возвращен в нулевую точку», но сетовал, мол, 5 тыс. квадратных метров на постоянную экспозицию никто из посетителей не осилит. Другие, и среди них директор Исторического музея Алексей Левыкин и завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, смысл дискуссии восприняли не столь буквально и сосредоточились на том, что музей просто нужно строить, и все, а за бесконечными разговорами можно не дождаться дела. «Мне кажется, надо вернуться к тому, что есть… и перестать ссориться из-за того, каким должен быть музей», потому что, припомнил Боровский расхожее выражение: «амбиции есть, амуниции нет». Член Общественного совета Иосиф Бакштейн, правда, в итоге все-таки не был удовлетворен, заявив о недостаточной проработке концепции коллекции.

Главное из прозвучавшего – опасения, что и Ходынка не финальная точка скитаний музейного проекта, что дальше его передвинут… еще дальше. А ведь музеи современного искусства живут давно не только в промзонах. Что говорить, даже в не слишком избалованной актуальным искусством Праге открылся недавно Музей молодого искусства ARTBANKA – в самом сердце города, в старом барочном дворце. С новой идеей выступил архитектор Сергей Чобан, он предложил, чтобы музей был не единым зданием, а эдаким кампусом, строили бы который поэтапно, частями вводя в работу. Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов, чья архитектурная мастерская занималась нынешним проектом ГЦСИ, а до того строила здание на Зоологической, поддержал идею директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной – конкурс должен проходить в два этапа, первый посвящен самой архитектурной идее.

Сколько ни обсуждать концепцию, ни объявлять конкурсы (на которые ведь нужны и новые средства) или то, как сделать музей привлекательным для публики (how to make it sexy, – откомментировала модерировавшая дискуссию куратор Ярослава Бубнова), дело вряд ли продвинется. Вопрос: не как сделать музей таким или другим, а как сделать, чтобы он вообще был. На прошедшем в начале октября общественном обсуждении проекта ГЦСИ главными его противниками выступили члены Общественного совета Антон Белов и Александр Мамут, теперь, по информации «НГ», в списке приглашенных от ГЦСИ их не было. Сложно надеяться, что это поможет музею. Культуролог и член Общественного совета Даниил Дондурей напомнил: проблема в отношении к современному искусству в том, что у contemporary art нет лобби, а у власти – желания иметь такой музей. Между тем ГЦСИ – единственный федеральный центр современного искусства, имеющий к тому же филиалы по всей стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1948
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1579
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1841
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1795

Другие новости