0
1207
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2013 00:00:00

How to make it sexy? How to make it…

Тэги: современное искусство


Вчера в Государственном центре современного искусства прошло обсуждение концепции нового музейного здания, с тем чтобы разработать проектное задание для нового архитектурного конкурса. Здание это, напомним, поначалу собирались возводить рядом с нынешним на Зоологической улице, потом на Бауманской, но осенью проект, под который уже выделяли деньги, был раскритикован Общественным советом при Минкульте – там сочли, что концепция музея невнятна, а стоимость проекта завышена, – и заморожен, с тем чтобы эту самую концепцию разработать, подыскать иную площадку и по новой объявить архитектурный конкурс. В декабре в Минкульте рассказали и о другом месте – теперь это Ходынка.

Может, в верхних инстанциях полагают, что Ходынка вдруг станет притягательной культурной точкой, отмывшись от воспоминаний о смертоносной давке во время коронации Николая II?.. А может, просто высылают его с глаз долой. Как чистосердечно нашла выход бывшая атташе по культуре Франции в РФ Бланш Гринбаум-Сальгас! Вот же место, освободившееся в Зарядье от гостиницы «Россия»…

Согласно нуждам ГЦСИ, новому музейному зданию, включающему постоянную экспозицию (сейчас в коллекции около 4 тыс. произведений российских и западных художников, включая Дэмиена Херста), нужна площадь около 46,5 тыс. квадратных метров. Собственно, обсуждение концепции разделилось на два русла. Одни задачу поняли очень конкретно и добросовестно размышляли: не слишком ли велика/мала для музея такая площадь? Линию эту открыл куратор Андрей Ерофеев. Идею музея он поддержал и был «возмущен, что проект, который вроде бы двинулся, возвращен в нулевую точку», но сетовал, мол, 5 тыс. квадратных метров на постоянную экспозицию никто из посетителей не осилит. Другие, и среди них директор Исторического музея Алексей Левыкин и завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, смысл дискуссии восприняли не столь буквально и сосредоточились на том, что музей просто нужно строить, и все, а за бесконечными разговорами можно не дождаться дела. «Мне кажется, надо вернуться к тому, что есть… и перестать ссориться из-за того, каким должен быть музей», потому что, припомнил Боровский расхожее выражение: «амбиции есть, амуниции нет». Член Общественного совета Иосиф Бакштейн, правда, в итоге все-таки не был удовлетворен, заявив о недостаточной проработке концепции коллекции.

Главное из прозвучавшего – опасения, что и Ходынка не финальная точка скитаний музейного проекта, что дальше его передвинут… еще дальше. А ведь музеи современного искусства живут давно не только в промзонах. Что говорить, даже в не слишком избалованной актуальным искусством Праге открылся недавно Музей молодого искусства ARTBANKA – в самом сердце города, в старом барочном дворце. С новой идеей выступил архитектор Сергей Чобан, он предложил, чтобы музей был не единым зданием, а эдаким кампусом, строили бы который поэтапно, частями вводя в работу. Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов, чья архитектурная мастерская занималась нынешним проектом ГЦСИ, а до того строила здание на Зоологической, поддержал идею директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной – конкурс должен проходить в два этапа, первый посвящен самой архитектурной идее.

Сколько ни обсуждать концепцию, ни объявлять конкурсы (на которые ведь нужны и новые средства) или то, как сделать музей привлекательным для публики (how to make it sexy, – откомментировала модерировавшая дискуссию куратор Ярослава Бубнова), дело вряд ли продвинется. Вопрос: не как сделать музей таким или другим, а как сделать, чтобы он вообще был. На прошедшем в начале октября общественном обсуждении проекта ГЦСИ главными его противниками выступили члены Общественного совета Антон Белов и Александр Мамут, теперь, по информации «НГ», в списке приглашенных от ГЦСИ их не было. Сложно надеяться, что это поможет музею. Культуролог и член Общественного совета Даниил Дондурей напомнил: проблема в отношении к современному искусству в том, что у contemporary art нет лобби, а у власти – желания иметь такой музей. Между тем ГЦСИ – единственный федеральный центр современного искусства, имеющий к тому же филиалы по всей стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как готовят инженерный спецназ

Как готовят инженерный спецназ

Владимир Полканов

Для достижения технологического лидерства нужны специалисты нового поколения

0
3082
Внимание на экран! Как цифровые технологии помогают будущим врачам

Внимание на экран! Как цифровые технологии помогают будущим врачам

Владимир Полканов

Нижегородские студенты принимают участие в разработке медицинских приложений

0
2305
В Дании будут досматривать танкеры теневого флота

В Дании будут досматривать танкеры теневого флота

Юрий Паниев

НАТО пытается блокировать Россию на Балтике, считают в Москве

0
2228
Москва нащупала опору в соседях Сирии

Москва нащупала опору в соседях Сирии

Игорь Субботин

Иракский премьер планирует посетить РФ

0
2724

Другие новости