Интересно, что с самого начала 90-х молодая актриса из независимой уже Литвы стала одной из самых востребованных, модных исполнительниц в кино российском. Первый опыт на съемочной площадке она приобрела еще в Вильнюсе, успела даже поработать со знаменитым Витаутасом Жалакявичюсом, но звездой стала в Москве. В 1989-м на широкие советские экраны вышла одна из самых важных, хлестких перестроечных картин – «Интердевочка» Петра Тодоровского, где замечательно сыграла ушлую провинциальную «гастролершу» миниатюрная литовка Дапкунайте. Кисуля – так звали товарки улыбчивую девицу, которая на самом деле была зубастой, непотопляемой щучкой. Напористая эта лимитчица с жуткой убедительностью была сыграна дочкой советских дипломатов, внучкой администратора вильнюсского оперного театра…
Воспоминаниями о своем детстве Ингеборга делится охотно. «Папа с мамой много разъезжали, я жила с бабушкой, – рассказывает она в одном из интервью. – Всегда чувствовала, что меня все очень любят: и те, которые уехали, и те, с которыми я оставалась. Конечно, можно сказать, что меня очень баловали. Я в баскетбол играла, плавала, еще что-то делала». В Литовскую консерваторию Дапкунайте поступила на курс Йонаса Вайткуса, сразу по окончании получила приглашение в Каунасский драматический театр, потом – в Вильнюсский Молодежный, где работал тогда Эймунтас Някрошюс. Судьба сводила с такими вот мастерами театральной режиссуры, но кино сманило навсегда – и не зря, не случайно. Позже, уже будучи известной киноактрисой, Дапкунайте опять станет играть на сцене – в Лондоне (с самим Джоном Малковичем!) и в Москве (были опыты в театре им. Пушкина в период руководства Романа Козака). Но широкий зритель ее знает и любит благодаря кино.
Иностранок в галерее ролей Ингеборги Дапкунайте, кстати, не так уж много. Вспоминаются англичанка Маргарет в «Войне» Алексея Балабанова, немка (да и то обрусевшая, советская) Наталья Карловна Лемке в многосерийном телефильме Александра Прошкина «Николай Вавилов». А в остальном – девушки и дамы с самыми что ни на есть русскими именами: Ольга в «Циниках» Дмитрия Месхиева, Катя Измайлова в «Подмосковных вечерах» Валерия Тодоровского, Маша в «Москве» Александра Зельдовича. Ну и, конечно, Маруся – обожаемая жена комдива Котова в «Утомленных солнцем». И Никита Михалков не обошелся без Дапкунайте, чья популярность среди российских режиссеров достигла тогда, в середине 90-х, апогея. Примечательно, что никто из постановщиков наших и не старался никогда затушевать инаковость актрисы – и зритель принял и явный акцент, и неславянскую худощавость, некоторое не то чтобы уж совсем европейское остранение, но ощутимую рассудочность актрисы в отношениях со своими персонажами. Не будет преувеличением употребить выражение «феномен Дапкунайте». Она стала нашей, оставшись иностранкой и даже приобретя статус международной звезды (в конце 90-х Дапкунайте снялась в двух больших американских проектах – в фильме Брайана де Пальмы «Миссия невыполнима» с Томом Крузом в главной роли и в картине Жан-Жака Анно «Семь лет в Тибете» с Брэдом Питтом). Прагматичный ум и артистизм – редкое сочетание. Ингеборга Дапкунайте выстраивает интересный маршрут своей судьбы, следующий поворот которой ни за что не предугадаешь. «НГ»