Современное искусство в Москве будет жить!
Фото с официального сайта Винзавода
Весной любителей современного искусства изрядно лихорадило. Три старейшие московские галереи: XL, «Айдан-галерея» и Галерея Гельмана – возвестили перепрофилирование и постановку на некоммерческие рельсы. Это означало простую и неприятную вещь – российский арт-рынок понес урон, кто-то говорил, что его по-настоящему и вовсе не бывало. Одновременно закрались опасения, переживет ли такое событие Винзавод как один из крупнейших московских арт-кластеров.
Весть была неприятной, тем более что вскоре выяснилось: из Сыромятников съезжают галерея Ирины Меглинской и Paperworks. Прогнозы рисовались весьма пасмурные – думалось, Винзавод совсем перестанет быть местом показа и обсуждения contemporary art, а обратится в сборище бутиков и кафе, в тусовку без начинки. Спустя несколько месяцев, правда, выяснилось, что для Винзавода смена квартирантов не фатальна – вместо первой галереи появилась Frolov gallery, а взамен второй – Pechersky gallery. Осенние вернисажи Винзавода прошли в привычном формате «оптом за вечер», и вроде отпустило. Здесь, конечно, приходится разделять два момента. Если Винзавод продолжает собирать именно выставочную публику, то рынок искусства – с ним ситуация действительно весьма плачевная.
В России невыгодно заниматься галерейным бизнесом, вкладываться в представительство РФ на международном рынке три бывших галериста-старейшины больше не станут, хотя из искусства не уходят. Даже квартируются на прежних местах. Гельман продвигает в московские массы свой проект «Культурный альянс» – знакомит публику с неизвестным региональным искусством. XL регулярно проводит выставки, пространство Айдан Салаховой стало студией, где можно наблюдать сам творческий процесс. И еще про Меглинскую – вместе с Grinberg Gallery, FotoLoft, «Победой» и Центром фотографии имени братьев Люмьер ее галерея вошла в ассоциацию, которая будет продвигать рынок фотоискусства.
Осенью на арт-карте обозначились две новые точки. «Гараж» открыл первый павильон в Парке Горького, построенный специалистом по временной архитектуре Шигеру Баном. Устройство основного «гаражного» строения, павильона «Времена года», отдано на откуп голландцу Рему Колхасу с мастерской ОМА и нашему бюро Form – его надеются открыть в конце 2013 года.
А бывший кинотеатр «Ударник» дебютировал в статусе арт-площадки, показав выставку номинантов Премии Кандинского. Президент фонда «АртХроника» Шалва Бреус намерен открыть здесь частный музей современного искусства, вернув интерьерам облик 1930-х. Костяк коллекции, которую Бреус передаст музею, составляет соц-арт, но собрание пополняется, в том числе концептуалистами. Реконструкцию планируют начать в 2013–2014 годах, а пока тут будут проходить выставки. Из ближайших – персоналия лауреата нынешнего «Кандинского» Гриши Брускина. В перспективе – первая масштабная ретроспектива Пиросмани. Так что с частными инициативами ситуация пока выглядит радужнее, нежели с государственными.