Направления реформы киноотрасли Иван Демидов берет, конечно, не с потолка.
Фото PhotoXPress.ru
2012-й не принес нам суперзначимых побед на главных кинофестивалях мира. Основное, что вспоминается, – бесконечное напряжение в киносообществе. Сначала ждали, кого назначат руководить культурным ведомством и кинонаправлением этого ведомства. Дождались. Удивились.
Постепенно стали осознавать, что новый министр культуры Владимир Мединский и его заместитель Иван Демидов берут курс на очередные изменения в системе распределения госденег на кино. Таковые изменения произошли: в начале декабря утвердили бюджет на кинематограф-2013, по которому большая половина денег по-прежнему пойдет на производство крупномасштабных проектов студий-мэйджоров (объединенных под крышей Фонда кино), остальные средства будут распределены Минкультом. Казалось бы, в чем новшество? Оно в вопросе влияния. Министерство возвратило себе роль заказчика и контролера, значительно укоротило поводок, на котором существует Фонд кино. Система экспертизы субсидируемых государством фильмов в изложении новых руководителей ведомства выглядит более изощренно, нежели раньше, когда у экспертов Фонда было больше свободы в решениях. Красной нитью в речах Мединского проходит тема необходимости поддерживать кино, «соответствующее стратегическим задачам государства». И это после полного провала в прокате многомиллионных псевдопатриотических опусов и как бы исторических вампук. Тот же утилитарный подход, что в случае с дискуссией о неэффективности НИИ: государство дает вам деньги – значит, государство должно определять, что вам делать. Отсутствие уважительного доверия к людям культуры, искусства и искусствознания – вот, пожалуй, самое неприятное впечатление от того, как проявились в уходящем году новые руководители отрасли. Не секрет, что пришли они извне, из совсем других сфер. В таком случае стоило бы ждать большей открытости и готовности постигать новую область. Но на деле антикризисные менеджеры не смущаются, прокладывают трассу своей политики порой рассудку вопреки, наперекор стихиям.
Весь год внимание было привлечено к делу «Ленфильма». Славная студия давно находится в бедственном положении, а варианты ее дальнейшей судьбы вызывали яростные споры. В 2012-м высветились две основные концепции: Общественного совета студии и совета директоров. Проще говоря, свои видения развития предложили режиссер Александр Сокуров и его давний соратник, продюсер и композитор Андрей Сигле – с одной стороны и председатель совета директоров, бизнесмен Эдуард Пичугин – с другой. Государство поддержало последнего. Неожиданностью стало то, что концепцию Пичугина поддержали Алексей Герман и Светлана Кармалита – таким образом, и их руками был посажен в кресло руководителя «Ленфильма» Федор Бондарчук – востребованный актер, режиссер, совладелец новой суперстудии «Главкино» под Москвой и, конечно же, давний партнер Пичугина по амбициозному проекту строительства цифровых кинотеатров, однопартиец по «Единой России». Теперь новым хозяевам «Ленфильма» обещан особый кредит на возрождение студии, а они, в свою очередь, обещают ничего не распродавать, а только модернизировать. Напомним, что «Ленфильм» находится в историческом центре Санкт-Петербурга, где земля стоит очень дорого. В концепции Пичугина промелькнула идея присоединить территорию киностудии к туристическому кластеру Каменного острова. Этот момент проекта открывает простор для трактовок. Впрочем, это уже вопрос будущего. Основной итог жизни «Ленфильма» в 2012-м, как и всего отечественного кинематографа, – приход новой власти.