0
2893
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2012 00:00:00

Семь ночей перед Рождеством

Тэги: минск, опера, рождественский форум


минск, опера, рождественский форум «Князь Игорь»: здесь Русью пахнет...
Фото с официального сайта Минского театра оперы и балета

Гала-концертом известных певцов завершился в Большом театре Республики Беларусь Третий Рождественский оперный форум. По традиции в Минск приезжают зарубежные артисты, директора театров, режиссеры, дирижеры, критики. Общение на сцене, общение за кулисами, в кабинетах, за круглым столом – такую задачу поставили организаторы форума, и она, кажется, выполняется на 100%.

Когда Рождественский форум проходил впервые – тогда с гастролями приехали театр «Новая опера» из Москвы (с «Севильским цирюльником») и гости из Риги (с «Травиатой»), а также артисты из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (приняли участие в исполнении «Кармен»), из Большого и Мариинского театра (выступили в гала-концерте) – в кулуарах прозвучало, что не хватает единственного: национальной оперы. Два года спустя юбилейный, 80-й сезон театра открылся премьерой оперы «Седая легенда» белорусского композитора Дмитрия Смольского, она же открыла и оперный форум.

Опера написана по одноименному роману белорусского классика Владимира Короткевича, он же и автор либретто. Сюжет для оперного жанра традиционный: во главе угла, конечно, любовь, осложненная и вопросами социального неравенства, и ревностью, и жертвенностью. События «Седой легенды» происходят в окрестностях Могилева в начале XVII столетия. На свадьбе аристократа Кизгайло его старинный друг Роман Ракутович признается, что безумно влюблен в его крепостную девушку Ирину, и просит друга отдать ее ему в жены. Кизгайло ошеломлен: как родовитый шляхтич может совершить такое святотатство и повести в храм крепостную? Но дает согласие. Тут противится жена Кизгайло Любка, тайно влюбленная в Романа: она заставляет мужа отправить Ирину в тюрьму. Мужская дружба предана, Ракутович идет брать приступом замок Кизгайло. Во время схватки Кизгайло гибнет, Любка открывает Роману свои чувства. Но тот отправляется в Могилев за Ириной, его войско принимает бой и терпит поражение. Роман пленен, его ждет страшное наказание – отсечение руки. Любка требует, чтобы Ирина отказалась от Романа, иначе ее лишат зрения. Влюбленных пытают, но они не в силах отказаться от своей любви. Впечатляющая история.

Таким же вышел и спектакль Михаила Панджавидзе, главного режиссера театра: зрелищным, динамичным, захватывающим. Зрители принимают оперу восторженно, артисты работают с азартом, даже те, кому пришлось вливаться в постановку за три дня: вместе с ведущими солистами Большого театра Белоруссии Екатериной Головлевой (Ирина), Оксаной Волковой (Любка), Станиславом Трифоновым (Кизгайло) в этот вечер пел солист Большого театра России Роман Муравицкий, который, по его собственному признанию, согласился на участие в спектакле не раздумывая – любит новый материал. А опера Смольского – материал благодатный, здесь и упоительная лирика, и бравурные застольные хоры, и фольклорные образы Белой Руси, и, конечно, звон орудий в батальных эпизодах.

Самый масштабный проект нынешнего форума – гастроли Софийского театра с оперой Вагнера «Зигфрид». Это одна из последних премьер болгарского театра, где осуществляется постановка всей тетралогии «Кольцо нибелунга» («Гибель богов» запланирована на май, а в июне все четыре оперы будут исполнены подряд – к 200-летию со дня рождения композитора). Для Минска это событие беспрецедентное: из вагнеровских опер здесь шел только «Лоэнгрин», да и то в 70-х годах, «Зигфрида» эти стены не слышали никогда. Режиссер Пламен Карталов хотел, очевидно, подчеркнуть мифологическую основу «Кольца»: из декораций здесь геометрические фигуры, подсвечиваемые видеопроекцией, – может быть, обломки планеты, затерявшейся в галактике? В основном это части круга или сам круг – видимо, художник отталкивался от огненного кольца, которым Вотан окружил свою любимую дочь Брунгильду. Персонажи наряжены в фантастические костюмы, напоминающие наряды лесных обитателей (Миме и Альберих) или неведомых пришельцев (Вотан и его наследники). Вкупе с довольно суетливой режиссурой эти ряженые создают порой комический эффект, слабо верится в их божественную и могущественную силу. Но не исключено, что как раз в стиле комиксов и ставил режиссер эту оперу, так что актеры свою задачу выполняют.

Ну а в компании с Вагнером Рождественский форум представил русскую классику: в «Евгении Онегине» и «Князе Игоре» солировали солисты театра и приглашенные артисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году впервые Минск принимал участников вокального конкурса Competizione dell'Opera (в прошлом году он, кстати, проходил в Москве). Победителя объявили, когда этот номер уже ушел в печать. Среди финалистов были и россияне, так что есть надежда, что в числе лауреатов окажется и кто-то из наших певцов.

Минск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1622
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1394
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
890

Другие новости