Владимир Андреев и Валентин Гафт. Играют старых актеров.
Фото Алексея Филиппова
Новый сезон Театр имени Ермоловой начинает не только с новым художественным руководителем, но и в отреставрированном здании, а также с обновленным репертуаром. В афише осталось только четыре старых спектакля: «Одесса 913», «Фотофиниш», «Весенняя гроза» и «Не для меня…». Все остальное или почти все новый худрук Олег Меньшиков обновил, и решительно.
Сезон открыли в субботу и воскресенье премьерой. Накануне прошел сбор труппы, ожидали мэра Москвы, но в последний момент Сергей Собянин приехать не смог. Обошлись своими силами.
В зале перед Основной сценой поправляют чехлы на креслах и стирают пыль с новых подлокотников. На красный занавес проецируется фигура в полный рост – Мария Николаевна Ермолова, почти как на знаменитой картине Валентина Серова. В коридорах с бордовыми стенами и белоснежными дверями висят зеркала, умножая пространство. По ковровым дорожкам стремительно облетает театр Олег Меньшиков. Активность нового худрука уже стала местной легендой: во все вникает, во всем участвует, чуть ли не сам стены красит.
Конечно, за полгода не удалось закончить все. Женские гримерные будут делать ближе к лету, Малую сцену обещают закончить в следующем году. Дела ремонтные, впрочем, не скажутся на зрителе – по пути от центрального входа до зала все чисто, гладко, а стены украшают старые афиши. Новые стоят при входе: тут и Теннесси Уильямс, и Анна Яблонская, и Алессандро Барикко, и Николай Гоголь, и Исаак Бабель. Смешение авторов под стать труппе, для которой, по словам Меньшикова, очень важна связь поколений. И слаженная работа, конечно же. Возможно, этому настроению поспособствует премия имени А.М.Лобанова, которую в конце сезона сами артисты будут вручать лучшим в труппе.
Сейчас же главное – начать, а стартует Театр имени Ермоловой с материала вполне антрепризного, на двух звезд. Пьеса, как и спектакль, называется «Самая большая маленькая драма». И автор, и режиссер – Родион Овчинников, человек, судя по его интервью и публичным высказываниям, вполне традиционных взглядов на театр. Другая его пьеса и спектакль (в его же постановке) «С наступающим...» – уже идет в «Современнике», и с большим успехом. Там главные роли играют Сергей Гармаш и Леонид Ярмольник. И тут он тоже постарался уйти от новомодных тенденций, согласно которым герой какой-нибудь негодяй, не вызывающий сочувствия. Его персонажи – маленькие люди: пожилые актер Светловидов и суфлер Никита, который в душе тоже большой артист (все – по мотивам чеховского «Калхаса»). Разыгрывают эту внутрицеховую историю старожил Театра имени Ермоловой, предыдущий худрук и народный артист СССР Владимир Андреев и приглашенный из театра «Современник» Валентин Гафт, народный артист России. Спектакль, кроме прочего, прекрасен еще своей краткостью – час пятнадцать без антракта.
Когда из полутьмы раздается пьяный голос Светловидова (Валентин Гафт), зал взрывается хохотом. «Есть тут кто-нибудь?» – вопрошает голос из темноты, а зритель уже держится за бока. Потом в рясе появляется Никитушка, пожилой суфлер, которого все кличут, как мальчонку. С потолка падает черепица, чуть не лишив театр народного артиста. Наконец, подвыпивший актер и монах-летописец встречаются, садятся за стол, выпивают… и начинаются разговоры, конечно же, о театре и тяжелой доле артиста. Андреев играет роль с той же трогательностью, с которой он рассказывал до спектакля, как его испугал вид нового и чистого туалета, похожего на Зимний дворец.
Гафт пучит глаза, дрожит одной ногой, иногда замирает в задумчивости. В финале лед и пламя сходятся, гаснет свет, а близкая к капустнику комедия завершается, как и нужно в таком жанре, на трагической ноте. И те, кто заливисто смеялся в начале, не стесняясь, плачут. А что еще-то нужно?!